Первый советский гусеничный минитрактор

17 September 2018

===

Харьковский тракторный завод начал производство тракторов в 1931 году. За 10 лет ХТЗ выпустил более 200 тысяч тракторов различных моделей.

После начала Великой Отечественной войны завод был эвакуирован на Алтай - в город Рубцовск, где на его базе был построен Алтайский тракторный завод. В 1945 году, после восстановления разрушенных войной заводских цехов в Харькове, завод вновь приступил к производству тракторов.

Компактные безрамные колесные тракторы на ХТЗ начали производить в 1947 году.

Первым был выпущен трактор ХТЗ-7, с бензиновым двухцилиндровым двигателем мощностью 12 лошадиных сил.

Трактор ХТЗ-7
Трактор ХТЗ-7

В 1955 году ему на смену пришел трактор ДТ-14, на который устанавливался дизельный одноцилиндровый двигатель мощностью 14 лошадиных сил. Более мощный трактор ДТ-20 тягового класса 0,6 выпускался с 1958 по 1969 год.

Всего за годы производства было выпущено почти 250 тысяч компактных тракторов различных модификаций, в том числе и 1000 тракторов на гусеничном ходу ДТ-20В.

Гусеничный трактор ДТ-20В
Гусеничный трактор ДТ-20В

***

На гусеничный трактор ДТ-20В устанавливался одноцилиндровый дизельный двигатель водяного охлаждения Д-20 номинальной мощностью 18 лошадиных сил при 1600 об/мин. Максимальная мощность достигала 20 л. с. Диаметр цилиндра = 125 мм, ход поршня = 140 мм.

При этом, двигатель Д-20 был во многом унифицирован с "большим" двигателем Д-54.

Запуск двигателя осуществлялся электростартером от аккумулятора. Объем топливного бака составлял 45 литров.

Дизельный одноцилиндровый двигатель Д-20
Дизельный одноцилиндровый двигатель Д-20

***

Коробка передач - четырехскоростная (одна скорость с уменьшителем). Минимальная скорость составляла 0,5 км/ч, максимальная - 9,1 км/ч.

Размеры этого трактора действительно были компактные: 2850 мм в длину и 980 мм в ширину, при ширине гусениц 180 мм и клиренсе 250 мм. Эксплуатационная масса трактора ДТ-20В составляла 1930 кг.

Трактор ДТ-20В
Трактор ДТ-20В

***

Гидросистема с гидронасосом, установленном на двигателе, позволяла работать с различными вариантами навесного и прицепного оборудования.

Основное назначение трактора ДТ-20В - это культивация и рыхление почвы, опрыскивание и внесение удобрений, а также земляные и транспортные работы.

ДТ-20В на дрейфующей Полярной станции, 1967 год
ДТ-20В на дрейфующей Полярной станции, 1967 год

При этом, в силу компактности трактора и его относительно малого веса, ДТ-20В были незаменимы в полярных экспедициях в Арктику на дрейфующих станциях (фото вверху) и в Антарктиду.

ДТ-20В выгружается из самолета на Южном Полюсе
ДТ-20В выгружается из самолета на Южном Полюсе
Трактор ДТ-20В бульдозер в Антарктиде, 1969 год
Трактор ДТ-20В бульдозер в Антарктиде, 1969 год

***

Гусеничный ДТ-20 в наше время является настоящим раритетом, а вот некоторые его колесные "братья", несмотря на возраст, до сих пор трудятся на полях и огородах бывшего Советского Союза.

===

Спасибо за внимание.

Подписывайтесь на наш канал, если Вам было интересно!