Двери закрываются: легендарный автобус ЛАЗ-695Н

Запах бензина, узкие двери и проходы между сиденьями, отсутствие накопительной площадки – ничто по сравнению с тёплым салоном. ЛАЗ-695Н – легенда пассажирских перевозок. Этот автобус возил пассажиров на работу, учёбу, в гости и с ним у многих связаны разные воспоминания.

ЛАЗ-695Н – самая массовая модель Львовского автобусного завода. Серийно модель выпускалась с 1976 по 2002 год. Всего за это время с конвейера Львовского автобусного завода сошли более 160 000 автобусов ЛАЗ-695Н. ЛАЗ-695Н производился с 1976 года. На ранних серийных моделях автобуса стояли прямоугольные фары алюминевая фальшрадиаторная решётка. Позже фары были заменены на круглые. А фальшрешётку упразднили. На базе автобуса ЛАЗ-695Н выпускались автобусы ЛАЗ-697Н «Турист» и ЛАЗ-697Р «Турист».

ЛАЗ-697Н. Фото с сайта http://www.wikiwand.com
ЛАЗ-697Н. Фото с сайта http://www.wikiwand.com

Автобус-долгожитель запомнился многим неудобным тесным салоном, в котором зачастую воняло бензином и грохотом четырёхстворчатых дверей, сквозь щели которых на пассажиров летела придорожная пыль. Да что и говорить, комфорта многие пассажиры в таких автобусах не ощущали. Если на пригородный или не дай бог на междугородний маршрут ставили ЛАЗ вместо привычного «Икаруса», пассажиры впадали в уныние.

Салон автобуса ЛАЗ-697Н. Фото с сайта https://www.drive2.ru
Салон автобуса ЛАЗ-697Н. Фото с сайта https://www.drive2.ru

Согласно характеристикам, общая вместимость автобуса – 60 человек, но в часы пик, казалось, люди в ЛАЗ набивались словно селёдки в бочку. Сидения были расположены в 4 ряда. Последние 5 мест объединены в один диван. На задних местах почему-то многие любили ездить. Эти места обладали рядом преимуществ – высоко, мягко, комфортно тепло зимой. Летом поездка на этих же местах из-за тепла от двигателя причиняла массу неудобств.

Салон автобуса ЛАЗ-697Н. Фото с сайта http://gallery.ykt.ru
Салон автобуса ЛАЗ-697Н. Фото с сайта http://gallery.ykt.ru

У многих поездка в ЛАЗ-695Н ассоциируется с запахом выхлопных газов сзади, однако он далеко не во всех автобусах. Если водитель следил за состоянием уплотнителя люка моторного отсека (под задним сиденьем), то никакие газы и гарь, в салон не попадали. Автобус ездил вполне нормально для своего времени и своих задач. Городские «Икарусы» и «ЛиАЗы» зимой были холодными в сравнении с ЛАЗ-695Н.

Большое количество приборов, контрольных лампочек и кнопок для управления дверьми, освещением и прочим, располагались на единственной приборной панели непосредственно перед шофером и казались детям не менее магическими, чем в «Икарусе».

Кабина водителя автобуса ЛАЗ-695Н. Фото с сайта  http://www.gruzovikpress.ru/
Кабина водителя автобуса ЛАЗ-695Н. Фото с сайта http://www.gruzovikpress.ru/

У автобусов ЛАЗ-695Н были и свои изъяны. Например, герметичность салона в них была так себе, даже щели между створками дверей были порой с два пальца, а проход между сидениями был узким. Ну и в постсоветский период, когда пассажиры с рассчитывались за проезд водителю, вход-выход осуществлялся только через передние двери и люди просто протискивались через весь салон к выходу.

Автобусы ЛАЗ-695Н вплоть до середины «нуевых» обслуживали городские маршруты во многих городах. Зачастую они перевозили пассажиров по экспресс-маршрутам. Эти машины были в каждом городском автопарке, использовались в качестве служебных.

На смену автобусам ЛАЗ-695Н позже пришли автобусы других марок. Легенды пассажирских перевозок ушли в небытие.

Пожалуй, трудно найти человека, родившегося в СССР и который ни разу в жизни не ездил на ЛАЗ-695Н. Модель была легендарной и символичной для всего Советского Союза. Особой популярностью данный автобус пользовался на рейсах протяженностью до 100 км. Единичные экземпляры ЛАЗиково можно увидеть на линии в некоторых поселках.