843 subscribers

Как Ил-86 в Ростов летал

862 full reads

К лету 1982 года Ил-86 выполняли пассажирские рейсы между семью аэропортами СССР: московскими Внуково и Шереметьево, а также Минеральными Водами, Ташкентом, Симферополем, Толмачево и Пулково. В это время руководство Северо-Кавказского управления выступило с инициативой начать полеты широкофюзеляжного лайнера в аэропорт Ростова на Дону. Уже тогда ростовский аэропорт был сильно загружен. Только в Москву в летнее время года существовало до десяти ежедневных рейсов на Ту-154Б-2, на которые старались ставить преимущественно 180-местные машины. Но и это не спасало ситуацию.

Проблема была ещё и в том, что длина взлетной полосы ростовского аэропорта была 2500 метров, тогда как потребная ВПП для Ил-86 составляла 2600 метров. Прием лайнера было решено производить с ограничениями по весу.

После подготовительных работ и технического полета в Ростов, 23 декабря 1982 года был издан приказ Министра гражданской авиации №203, разрешающий полеты с пассажирами на Ил-86 в ростовский аэропорт.

Первый самолет с пассажирами по маршруту Москва (Внуково) — Ростов привел 5 января 1983 года внуковский экипаж во главе в командиром корабля Н.Г. Ипатием. Рейс 1175/1176 теперь выполнялся ежедневно, вылет из Москвы в 13:20, прилет в Ростов в 15:15, обратный вылет из Ростова в 17:15, прилет во Внуково в 19:10.

Специально для самолета Ил-86 выделили стоянку перед зданием аэровокзала, на которую в те годы «парковали» только широкофюзеляжники.

С 1 марта введен второй рейс, сначала трижды в неделю, чуть позже стал ежедневным, 1171/1172. Вылет из Внуково в 11:05, прилет в Ростов в 13:00, обратный вылет в 14:30, прилет в Москву в 16:25.

К сожалению, мне пока не удалось найти качественных фотографий тех событий. Единственное известное мне фото Ил-86 СССР-86010 в Ростове было опубликовано в немецком журнале Flieger Revue в 1983 году, но копии этого снимка у меня нет. Поэтому иллюстрирую статью с помощью компьютерной реконструкции.

Ил-86 СССР-86055 внуковского авиапредприятия на специальной стоянке на перроне аэропорта Ростов на Дону. Компьютерная реконструкция событий.
Ил-86 СССР-86055 внуковского авиапредприятия на специальной стоянке на перроне аэропорта Ростов на Дону. Компьютерная реконструкция событий.
Ил-86 СССР-86055 внуковского авиапредприятия на специальной стоянке на перроне аэропорта Ростов на Дону. Компьютерная реконструкция событий.
Ил-86 СССР-86055 внуковского авиапредприятия на специальной стоянке на перроне аэропорта Ростов на Дону. Компьютерная реконструкция событий.

Появление Ил-86 на рейсах из Москвы в Ростов позволило высвободить с этого направления четыре рейса на Ту-154 в «скотовозной» компоновке, которые летом поставили на другие «дефицитные» направления в Ленинград, Пермь, Сочи, Мурманск, а также из Ленинграда в Грозный и Орджоникидзе.

К сожалению, эксплуатация Ил-86 на ростовском направлении была недолгой. 10 августа 1983 года самолет СССР-86005 под управлением командира Ю.П. Осипова с 348 пассажирами на борту при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Посадка производилась во время ливневого дождя при наличии большого количества воды на большей части полосы, что привело к гидроглиссированию самолета при пробеге его по ВПП.

По результатам расследования инцидента были строго наказаны все те, кто одобрил начало полетов Ил-86 в ростовский аэропорт. Среди них заместитель начальника Северо-Кавказского управления ГА, начальник Инспекции МГА, начальник УН МГА, начальник УЛС МГА и начальник ГосНИИ ГА. С 6 сентября 1983 года все полеты Ил-86 в Ростов на Дону были прекращены, а 23 сентября был издан приказ Министра гражданской авиации, запрещающий дальнейшие полеты типа в Ростов.

Ил-86 вернулся в ростовский аэропорт спустя шестнадцать лет после этих событий после развала СССР. Но это уже совсем другая история.