447 subscribers

МТБ-82: под крылом Минавиапрома

125 full reads
194 story viewsUnique page visitors
125 read the story to the endThat's 64% of the total page views
5,5 minutes — average reading time

Серия этих статей была написана ещё осенью 2012 года под рабочим названием «Золотая эра московского троллейбуса». Но, увы, год назад троллейбусная система в Москве перестала существовать, а более уместное название было бы наверное «Памяти московского троллейбуса».

Задание Правительства.

Окончание Великой Отечественной войны городской транспорт Москвы встретил в весьма плачевном состоянии. Весной 1945 года на инвентаре Мостроллейбуса числилось 429 машин. Помимо того, что по сравнению с маем 1941 года их количество уменьшилось на 36%, значительное количество машин пострадало за военные годы и было неходовыми. В большинстве троллейбусов окна были забиты фанерой. Отечественная промышленность на этот период времени не производила троллейбусы и запасные части к ним. В связи с этим, Моссовет выступил с просьбой к Совету Народных Комиссаров СССР выделить для восстановления и ремонта подвижного состава московского троллейбуса один из военных заводов. Для этих целей был выделен авиазавод №82 Наркомата авиационной промышленности в тогда ещё подмосковном городе Тушино, выпускавшего истребители Як-9У для нужд фронта. Война заканчивалась, потребность в боевых самолётах резко уменьшилась, и уже к маю 1945 года 82-й завод перешёл на односменный график работы. По сравнению с аналогичным периодом 1944 года произошло почти пятикратное снижение производства.

В то же время, в июне 1945 года, был составлен проект нового перспективного троллейбуса на 42 места для сидения, который получил рабочее название ЯТБ-6, по аналогии с довоенными типами отечественного троллейбуса, который также планировался к производству на заводе №82.

31 июля 1945 года ГАЗ-82 начал производственно-восстановительный ремонт ЯТБ-4 и ЯТБ-4А, возвращённых из эвакуации из города Куйбышева. Одновременно, началась подготовка к серийному выпуску нового образца отечественного троллейбуса. К концу 1945 года завод полностью прекратил выпуск самолётов и сосредоточился на производстве бескрылых машин.

В самом начале 1946 года на тушинский завод был доставлен единственный в Москве троллейбус ЯТБ-5, и на его базе начато создание опытного образца нового троллейбуса по чертежам ЯТБ-6, который к тому времени получил название МТБ-82А. Название расшифровывалось, как Московский Троллейбус производства 82-го завода, изделие «А». 5 февраля 1946 года машина была готова и представлена государственной комиссии. Троллейбус был окрашен в синий с кремовой обводкой низ и слоновой кости верх. По сравнению с довоенными образцами, эта машина была более вместительной, комфортной, двери сделаны более широкими, а окна – небьющимися. Но главным новшеством был цельнометаллический кузов, более надёжной и прочной конструкции, что позволяло увеличить межремонтный пробег почти вдвое. В феврале-мае 1946 года завод изготовил ещё четыре таких троллейбуса.

В период с 29 апреля по 1 мая 1946 года три машины прошли испытания на маршруте №12 и вскоре поступили во второй и третий троллейбусные парки столицы под инвентарными номерами 901-903. Две другие машины получили инвентарные номера 904-905 соответственно датам выпуска и приняты на баланс третьего парка.

МТБ-82А с московским инвентарным номером 901 в день выборов в Верховный Совет СССР 10 февраля 1946 года. Фото из открытых источников.
МТБ-82А с московским инвентарным номером 901 в день выборов в Верховный Совет СССР 10 февраля 1946 года. Фото из открытых источников.
МТБ-82А на маршруте №1, 1947 г. Фото Г.В. Корабельникова. Из собрания государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы — "Музейное объединение "Музей Москвы".
МТБ-82А на маршруте №1, 1947 г. Фото Г.В. Корабельникова. Из собрания государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы — "Музейное объединение "Музей Москвы".

В пассажирском движении троллейбусы МТБ-82А работали в Москве до 1953 года. После чего машины №№902, 903 и 904 отставлены от эксплуатации, а №№901 и 905 переделаны в грузовые и в этом качестве служили москвичам и гостям столицы до октября 1958 года, когда были сняты с инвентаря московского троллейбуса и переданы Бутырскому грузовому депо, где их следы потерялись. На сегодняшний день известно одно фото грузового фургона из троллейбуса МТБ-82А, сделанное незадолго до окончания работы:

Грузовой фургон из троллейбуса МТБ-82А, площадь Революции, примерно 1958 год. Источник: Книга "В старой Москве", скан впервые выложен на сайте pastvu.com.
Грузовой фургон из троллейбуса МТБ-82А, площадь Революции, примерно 1958 год. Источник: Книга "В старой Москве", скан впервые выложен на сайте pastvu.com.

Троллейбус собственной конструкции.

Авиаконструктор Еремей Семёнович Лейферов вспоминал: «Отремонтировать старый троллейбус, поставив на него новый кузов, или построить новый по уже готовым чертежам – дело нехитрое. А нам-то делать нечего, конструкторам. Главный конструктор Наум Черняков принимает решение создать собственный троллейбус. Сказано - сделано. Еремей Лейферов и Абрам Гуревич, начальники конструкторских бригад, отправились в местечко Лихоборы на автобазу трофейной автобусной техники. Ходили, смотрели кузова и положили глаз на американский автобус GMС. Сорвали обшивку, с ног до головы его осмотрели и начали собирать свой. Творили днями и ночами чертежи и штампы, адаптировали кузов к старому ярославскому шасси».

29 февраля 1946 года с целью усовершенствования конструкции троллейбусов было организовано ОКБ-82. Новый троллейбус вышел повыше, шире, гораздо вместительней предыдущего. Уже в апреле 1946 года начались подготовительные работы по организации серийного производства новой модели. Завод очень быстро, по-военному освоил производство, так, что уже к 11 июня опытный образец был изготовлен и вышел на линию. Все конструкторские разработки, плазы, шаблоны и прочее объемное оснащение обеспечивало КБ под руководством главного конструктора Наума Семеновича Чернякова (в дальнейшем - главный конструктор в ОКБ С.А.Лавочкина и П.О.Сухого, главный конструктор легендарного самолета Т-4).

В 1946 году потребовались авиаконструкторы в КБ Лавочкина. Наум Черняков перешел туда и увел с собой большую часть конструкторов из Тушино. Еремея Лейферова оставили главным конструктором, сказав, что его позовут попозже. Пришлось ему доводить до ума бескрылую машину. Вспоминает Е.С. Лейферов: «Троллейбус действительно вышел неплохой, и меня сразу хотели представить к Сталинской премии. Но премию никому не известному выходцу из Харькова не дали, а перевели на усиление в город Киров начальником конструкторского отдела 32-го завода. У меня была семья: жена и двое детей, после войны мы остались без всего, терять было нечего, и я подчинился».

Новый троллейбус получил индекс МТБ-82М (М означало Москва).

Один из первых МТБ-82М. За характерное расположение фар, он получил прозвище «Рыба-молот». Заводская эмблема ещё старого образца.
Один из первых МТБ-82М. За характерное расположение фар, он получил прозвище «Рыба-молот». Заводская эмблема ещё старого образца.

К июлю 1946 года было изготовлено четыре экземпляра, а к концу августа – ещё четыре. Все эти машины в течение лета проходили обкатку на 12-м маршруте первого парка, 29 августа 1946 года Постановлением Совета Министров СССР МТБ-82М утверждён к серийному производству, а 24 сентября состоялась приёмка первых семи машин троллейбусными парками столицы. МТБ-82М получили московские инвентарные номера, начиная с 1101. По состоянию на 30.12.1946 г. в Москве работали уже 70 таких троллейбусов. Большая часть партии 1946 года, 48 машин, поступила в 1-й троллейбусный парк, на замену самых старых в Москве ЯТБ-1. 14 МТБ-82М достались 2-му парку, а 8 - 3-му.

МТБ-82М №1117 в экспериментальной бежево-вишнёвой окраске на маршруте № 4. 1947 г. Фото из коллекции Александра Шанина.
МТБ-82М №1117 в экспериментальной бежево-вишнёвой окраске на маршруте № 4. 1947 г. Фото из коллекции Александра Шанина.

МТБ-82М оказался гораздо удачнее своего предшественника, но и он имел целый ряд мелких недоработок конструкции, которые совершенствовались в ходе серийного производства. Так, начиная с 19-й машины, фары с боковин кузова перенесли на передок. В 1947 году стоп-сигналы подняты на 300 мм выше. Остальные новшества: снижение веса кузова, более мощный двигатель, подножки, опущенные на 75 мм, иная конструкция и компоновка пассажирских сидений и многие другие, нашли воплощение в модернизированном в 1947 году троллейбусе, получившем индекс МТБ-82Д. 8 февраля 1947 года был выпущен первый опытный образец МТБ-82Д и до лета 1947г. проходили его испытания. А тем временем, продолжалось серийное производство модели «М». К концу июля 1947 года 82-й завод изготовил для Москвы 147 троллейбусов типа МТБ-82М и сосредоточился на серийном выпуске обновлённой модели. МТБ-82М выпуска 1947 года получили московские инвентарные номера 1171-1247. 32 троллейбуса из этой партии распределили во 2-й парк, 12- в 3-й, остальные поступили в первый троллейбусный парк.

МТБ-82М 1143 с обновлённым дизайном передка, 1947 г.
МТБ-82М 1143 с обновлённым дизайном передка, 1947 г.

МТБ-82М 1128 на Пушкинской площади, 1947 г.
МТБ-82М 1128 на Пушкинской площади, 1947 г.

МТБ-82Д.

Первый модернизированный троллейбус МТБ-82Д принят на баланс первым троллейбусным парком Москвы 1 июля 1947 года, и вышел на маршруты №№5 и 8. Всего до конца 1947 года в Москву поступило 55 МТБ-82Д, они получили инвентарные номера 1301-1355 и были распределены следующим образом: 18 троллейбусов поступило в 1-й парк, 25 – во 2-й парк, 12 – в 3-й парк.

МТБ-82Д № 1584 на ул. Горького. За ним следует один из первых МТБ-82М.
МТБ-82Д № 1584 на ул. Горького. За ним следует один из первых МТБ-82М.

В 1947 году продолжалось восстановление и развитие троллейбусной сети столицы. На вновь открываемые линии старались ставить исключительно новые модели троллейбусов. Так, 6 июня 1947 года, вновь пущенный маршрут №13 (пл. Коммуны - Театральный пр.) открывал МТБ-82 №1221 2-го парка. Всего в тот день на этот маршрут вышло 14 машин и все марки МТБ-82.

В 1948 году Москва получила 125 новых троллейбусов МТБ-82Д №№1356-1480. Вместе с шестнадцатью МТБ-10, число новых машин на улицах столицы достигло 401, что составило 60% от общего числа московских троллейбусов (по состоянию на 31.12.1948г. в Москве числилось на инвентаре 673 пассажирских троллейбуса, в том числе 7 двухэтажных ЯТБ-3 и 281 одноэтажных ЯТБ всех модификаций). Из партии 1948 года выпуска 53 троллейбуса поступили в первый парк, 35 – во второй, 37 – в третий.

В 1949 году ГАЗ-82 выпустил для московских улиц самое большое количество МТБ-82Д – 150. Они получили инвентарные номера 1481-1630. 71 троллейбус 1950 года поставки зачислен в инвентарь первого парка, 28 – второго, 51 – третьего парка. С 1949 года МТБ-82 стали основной моделью московского троллейбуса и оставались ею на протяжении более пятнадцати лет, вплоть до середины 60-х годов.

К маю 1950 года завод №82 изготовил для столицы 568 новых троллейбусов и капитально отремонтировал 100 машин довоенной постройки. В течение пяти лет троллейбусы поставлялись не только в Москву, но и в ряд крупных городов СССР: Ленинград, Киев, Ростов на Дону, Ташкент, Ригу, Казань и др., а также в Будапешт и Софию. В соответствии с приказом министра авиационной промышленности СССР, 3 мая 1950 года производство гражданской продукции на 82-м заводе было прекращено: завод приступил к освоению бомбардировщиков Ту-2, а в июле 1951 года началась подготовка к производству ракет системы В-300 и её модификаций. Производство троллейбусов было передано в город Энгельс. В мае 1950 года в Москву с Тушинского завода поступило 33 МТБ-82Д, получившие инвентарные номера 1631-1663. Основная часть этой партии, 25 машин поступила для эксплуатации в первый троллейбусный парк. Оставшиеся восемь машин достались третьему парку.

Синий троллейбус.

Большинство троллейбусов МТБ-82М (если не считать экспериментальных экземпляров) с завода были окрашены по следующей схеме: чернильно-синий низ, слоновой кости верх и такого же цвета «галстук» на передке троллейбуса. Окраска троллейбусов МТБ-82Д была, если можно так сказать, несколько разнообразнее: нижняя часть кузова окрашивалась, как в синий, так и в алый, реже – в тёмно-зелёный цвета с сохранением прежней схемы. В таком виде они и запомнились москвичам и гостям столицы с конца сороковых до начала 60-х годов, когда парки и ремонтный завод стали предпринимать усилия для разнообразия типов окраски городского пассажирского транспорта. Именно МТБ-82 стал героем песни Булата Окуджавы «Синий троллейбус», ставшей одним из гимнов «шестидесятников» и популярной поныне.

«Классическая» окраска серийных МТБ-82.
«Классическая» окраска серийных МТБ-82.

Троллейбус МТБ-82 оказался на редкость надёжной машиной. Несмотря на то, что первые списания тушинских троллейбусов начались ещё в 1953 году (к 1 января 1960г. в Москве списано всего 23 МТБ-82), основная часть троллейбусов тушинской сборки списывалась после 18-20 лет эксплуатации, а отдельные экземпляры проработали в Москве 23 года! По сравнению с довоенными экземплярами, результат поистине потрясающий. С конца 50-х – начала 60-х годов в Москву начались массовые поставки целого ряда новых моделей: ЗиУ-5, ТБЭС и МТБЭС, ТС-1. Однако старые модели были ещё в приличной форме, и списывать их было рано. В связи с чем, было принято решение о передачи части инвентарного парка МТБ-82 первых выпусков в другие города страны. Так, в июле 1962 года первые пять московских МТБ-82М №№ 1101, 1121, 1124, 1193, 1212, после прохождения капитального ремонта, отправлены в Кишинёв, откуда в 1963 году четыре машины попали в Винницу, где успели проработать ещё два года. Осенью 1962 года 10 МТБ-82М №№1147, 1157, 1163, 1165, 1175, 1183, 1185, 1189, 1217, 1239 поступили из Москвы во Львов, на львовский автобусный завод, где из электроагрегатов этих троллейбусов были изготовлены троллейбусы собственной конструкции ЛАЗ-695БТ. В течение 1964 года в компании с МТБ-10 ещё 8 МТБ-82М переданы в города: Волгоград (№1155), Омск (№№1156, 1202, 1230), Свердловск (№№1205, 1245, 1246), Оренбург (№1111).

Не оставалось неизменным и количество МТБ-82 в парках Москвы. Их передавали из предприятия в предприятие при необходимости увеличения подвижного состава, при передаче маршрутов, а также при открытии новых троллейбусных парков. Поступавшие с завода в три московских троллейбусных парка тушинские МТБ-82, к середине 60-х годов работали во всех семи парках столицы. В период с июля 1955 по январь 1956 года из первого парка в четвёртый передано 12 МТБ-82М и МТБ-82Д 1946-1950 гг. постройки. 16 МТБ-82Д из второго и третьего парков в 1958-1959гг. поступили в парк им. Артамонова, в 1962 году 6 МТБ-82Д получил шестой парк. Но больше всего (свыше 50) тушинских МТБ-82 получил в 1964-1966гг. седьмой парк. Туда поступали в основном машины из первого и второго парков, обслуживавших маршруты центра столицы и в массовом количестве менявших подвижной состав на ЗиУ-5 и ТС. Последние МТБ-82М списаны в ФАТП в 1967г., в первом парке – в июне 1968 года. Последний МТБ-82Д производства ТМЗ списан в ФАТП осенью 1973 года, учебная машина №1623.

Справочные данные.

МТБ-82: под крылом Минавиапрома

МТБ-82: под крылом Минавиапрома