154 subscribers

Нереализованные проекты в гражданской авиации СССР.

238 full reads
269 story viewsUnique page visitors
238 read the story to the endThat's 88% of the total page views
1 minute — average reading time

Часть 3.

Аэропорт «Москва-5».

Знаете ли вы, что в конце восьмидесятых годов двадцатого века в Москве планировалась постройка нового, пятого по счету аэропорта? Существующие четыре аэропорта тогда работали почти на пределе своих возможностей. Особенно тяжелая ситуация складывалась в аэропорту Домодедово, где остро нехватало мест в залах ожидания, в комнатах отдыха. В случае задержек рейсов по погодным условиям пассажирам приходилось ютиться на своих вещах на полу аэровокзала и даже на улице под навесом. По нынешним временам немыслимые неудобства, а тогда это было почти в порядке вещей.

Конкурсное задание на проект нового аэропортового комплекса с рабочим названием «Москва-5» было выдано в 1986 году. Здание аэровокзала имело в плане форму двух симметричных оппозитных дугообразных выступающих крыльев, одно для международных авиалиний, а второе – для внутрисоюзных авиалиний. Крылья были соединены между собой прямоугольной центральной частью с блоками зданий общего назначения. Два дугообразных крыла были снабжены двадцатью двумя телескопическими трапами для выхода пассажиров из здания аэровокзала прямо в самолет. Аэропорт был рассчитан на прием всех типов гражданских воздушных судов, существовавших в то время, включая самый большой тогда пассажирский самолет Боинг-747.

Рисунок из книги «Аэровокзалы».  М.В. Комский, М.Г. Писков. Москва, «Стройиздат», 1987 г.
Рисунок из книги «Аэровокзалы». М.В. Комский, М.Г. Писков. Москва, «Стройиздат», 1987 г.
Рисунок из книги «Аэровокзалы». М.В. Комский, М.Г. Писков. Москва, «Стройиздат», 1987 г.

Здесь стоит отметить, что на тот момент времени в СССР было всего четыре аэропорта, здания которых были оснащены телескопическими трапами: Шереметьево-2, Таллинн, ереванский Звартноц и Ташкент. Планы по оснащению аэровокзальных комплексов аэропортов Домодедово, Внуково, Пулково, Ростова на Дону, Казани не получили дальнейшего развития.

Возвращаясь к перспективному проекту аэропорта «Москва-5». Моногоуровневое решение аэровокзала позволяло не пересекаться пассажиропотокам вылета, прилета и транзита. Что упрощало перемещение по аэропорту и значительно уменьшало толкучку.

Рисунок из книги «Аэровокзалы».  М.В. Комский, М.Г. Писков. Москва, «Стройиздат», 1987 г.
Рисунок из книги «Аэровокзалы». М.В. Комский, М.Г. Писков. Москва, «Стройиздат», 1987 г.
Рисунок из книги «Аэровокзалы». М.В. Комский, М.Г. Писков. Москва, «Стройиздат», 1987 г.

К сожалению, наступившие скоро изменения в обществе, экономике и развал Советского Союза не позволили осуществить проект аэропорта «Москва-5» на практике. До наших дней сохранилось лишь небольшое количество упоминаний о проекте в виде схематических рисунков и статей в книгах и прессе тех лет.