155 subscribers

Особенности окраски самолетов Як-40 Аэрофлота СССР.

252 full reads
301 story viewUnique page visitors
252 read the story to the endThat's 84% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Как уже говорилось в предыдущей статье цикла, самолет Як-40 был единственным типом гражданского воздушного судна, который вплоть до конца производства сходил с заводского конвейера в старой, не ГОСТ-овской окраске. А классический вид эти самолеты приобретали только после ремонтов, начиная с 1976 года. При этом за всё время производства Як-40, схема его окраски менялась не единожды. Итак, по порядку.

Самый первый вариант окраски появился на опытных самолётах, начиная с СССР-1966, он же с 1967 года СССР-19661. В этом варианте фюзеляж, крыло, и горизонтальное оперение были окрашены в молочно-белый цвет с синей оконной полосой, синим вертикальным оперением, синими гондолами двигателей, красными надписями «Аэрофлот» и «Як-40».

Первый прототип Як-40 на авиасалоне в Ле Бурже, 26 мая 1967 г. Фото Дэвида Миллера.
Первый прототип Як-40 на авиасалоне в Ле Бурже, 26 мая 1967 г. Фото Дэвида Миллера.
Первый прототип Як-40 на авиасалоне в Ле Бурже, 26 мая 1967 г. Фото Дэвида Миллера.

Этот же тип окраски применили с первого серийного самолета 9 82 06 00. Точное число вышедших с конвейера самолетов в первом варианте установить пока не удалось, но как минимум, самолет 9 94 07 09 был ещё таким. То есть не менее 67 самолётов: 6 предсерийных и 61 серийный.

Серийный Як-40 в первоначальной цветовой схеме. Авиареклама тех лет. Источник: aviaforum.ru.
Серийный Як-40 в первоначальной цветовой схеме. Авиареклама тех лет. Источник: aviaforum.ru.
Серийный Як-40 в первоначальной цветовой схеме. Авиареклама тех лет. Источник: aviaforum.ru.

Второй вариант окраски Як-40 внедрили в начале 1970 года. Обновлённая «ливрея» теперь имела вместо синей бирюзовые оконную полосу, а также гондолы первого и третьего двигателей. Вертикальное оперение с воздухозаборником второго двигателя теперь красили в основной цвет фюзеляжа – молочный, а на руле направления через равные промежутки были нанесены пять горизонтальных бирюзовых полос. За это чередование полос данный тип окраски в народе окрестили «тельняшкой». Верхнюю часть ГО тоже венчала бирюзовая полоса. Также изменился дизайн надписи «Як-40» в носовой части фюзеляжа. Такая окраска пошла примерно с самолёта 9 01 10 09 и применялась до лета 1972 года, последняя машина – 9 22 01 23. Таким образом, во второй вариант заводом было окрашено не менее чем 182 самолёта Як-40.

Як-40 во втором варианте своего «мундира».
Як-40 во втором варианте своего «мундира».
Як-40 во втором варианте своего «мундира».

Следующий вариант, назовём его условно «2А», отличался от предыдущего весьма незначительной деталью: с верхней кромки вертикального оперения убрали бирюзовую окантовку. Мелочь, но заметно. Первым сошедшим с заводского конвейера в таком обличье был 9 22 02 23, последним – 9 24 15 25, итого в 1972 – 1973 годах выпущено 63 таких самолёта.

Измененная на окантовку вертикального оперения  «ливрея» варианта 2.
Измененная на окантовку вертикального оперения «ливрея» варианта 2.
Измененная на окантовку вертикального оперения «ливрея» варианта 2.

Вариант окраски, также условно назовём его «2Б», впервые появился в 1973 году на машине 9 24 16 25. Отличие от варианта «2А» - цвет полос фюзеляжа вместо бирюзового стал синим. Таким же, как на классической ливрее образца 1973 года. До апреля 1974 года было изготовлено 130 самолётов Як-40 в таком виде окраски по машину 9 41 14 33.

Теперь полосы на фюзеляже стали синими.
Теперь полосы на фюзеляже стали синими.
Теперь полосы на фюзеляже стали синими.

Третий вариант окраски Як-40 был уже экспериментом унификации с единым стандартом окраски самолётов Аэрофлота, утверждённом в 1973 году.

Нижнюю часть фюзеляжа выкрасили в серый металлический цвет. Надпись «Аэрофлот» по борту фюзеляжа стала наноситься шрифтом нового варианта. Впервые рядом с надписью «Аэрофлот» появилась эмблема, так называемая «птица». Также изменился размер флага СССР на киле.

Машин в таком виде было выпущено 90, с 9 41 15 33 по 9 51 20 38.

Як-40 в третьем варианте заводской окраски.
Як-40 в третьем варианте заводской окраски.
Як-40 в третьем варианте заводской окраски.

Четвёртый вариант увидел свет в феврале 1975 года вместе с машиной 9 51 01 39. В этом варианте произошел откат от элементов стандарта 1973 года к первоначальным мотивам. Снова фюзеляж окрашивался полностью в молочный цвет. Снова надпись «Аэрофлот» стала красной. А эмблема Аэрофлота при этом осталась синей. Всего было выпущено 90 самолётов в четвертом варианте окраски. Последний такой Як-40, номер 9 53 02 44, сошёл с конвейера в октябре 1975 года и поступил в Джамбульское авиапредприятие Казахского ТУ ГА.

Як-40 СССР-87347 в четвёртом варианте заводской окраски.  Источник: flightpix.org.
Як-40 СССР-87347 в четвёртом варианте заводской окраски. Источник: flightpix.org.
Як-40 СССР-87347 в четвёртом варианте заводской окраски. Источник: flightpix.org.

Пятый и последний вариант заводской окраски Як-40 получил следующие изменения от предыдущей версии: с руля направления исчезли голубые горизонтальные полосы, так называемая «тельняшка». Надпись «Аэрофлот» на верхней части фюзеляжа снова стала синего цвета.

Пятый вариант заводской окраски во всей красе. Самолёт построен в августе 1977 года.
Пятый вариант заводской окраски во всей красе. Самолёт построен в августе 1977 года.
Пятый вариант заводской окраски во всей красе. Самолёт построен в августе 1977 года.
Як-40К СССР-87951, сошедший с заводского конвейера в мае 1978 года и поступивший в Алданское авиапредприятие Якутского ТУ ГА.
Як-40К СССР-87951, сошедший с заводского конвейера в мае 1978 года и поступивший в Алданское авиапредприятие Якутского ТУ ГА.
Як-40К СССР-87951, сошедший с заводского конвейера в мае 1978 года и поступивший в Алданское авиапредприятие Якутского ТУ ГА.
Як-40К СССР-87967, построенный 16 августа 1978 года и поступивший в Душанбинский ОАО.
Як-40К СССР-87967, построенный 16 августа 1978 года и поступивший в Душанбинский ОАО.
Як-40К СССР-87967, построенный 16 августа 1978 года и поступивший в Душанбинский ОАО.

В таком виде Як-40 выпускались Саратовским авиационным заводом для МГА СССР вплоть до снятия с производства в январе 1981 года. А увидеть самолёты в пятом варианте окраски на перронах аэропортов СССР можно было до середины восьмидесятых годов.