843 subscribers

Супер-Аэро — воздушное такси

252 full reads

Авиатакси — это воздушное судно малой вместимости, предназначенное для перевозки нескольких человек, а зачастую и вовсе одного, на расстояние 100 — 500 километров не по установленному расписанию, а по времени, согласованному с пассажирами. Этот сектор авиауслуг получил развитие в 50-х — 60-х годах ХХ века. В странах Запада в большинстве случаев авиатакси пользовались бизнесмены среднего класса для деловых поездок.

Хрущевская оттепель, открытие границ, а также лозунг «догоним и перегоним развитые страны Запада» коснулись и гражданской авиации. Именно в этот период в СССР появилось авиатакси, просуществовавшее совсем короткий промежуток времени, но оставившее яркий след в истории отечественной гражданской авиации.

Чтобы показать, что уровень жизни советских трудящихся ничуть не ниже, чем у западных бизнесменов, во второй половине пятидесятых годов было принято решение о развитии малой авиации по типу такси для доставки пассажиров между областными и республиканскими центрами, крупными промышленными городами, а также на курорты Крыма, Кавказа и Карпат. В качестве такси был выбран чехословацкий самолет Aero Ae-45. Он представлял собой цельнометаллический двухмоторный низкоплан с убираемым шасси. Силовая установка включала два четырехцилиндровых поршневых двигателя Walter Minor 4-III воздушного охлаждения мощностью 104 л.с. каждый. Его первый прототип взлетел ещё в 1947 году, и за четыре года на заводе в Высочанах построили всего 150 экземпляров. Затем производство прекратили в угоду переориентации предприятия на военные нужды. Однако в связи со спросом на данный тип в 1954 году производство возобновили, но не в Высочанах, а в Куновице. При этом конструкцию самолета улучшили. Изменения коснулись электрической системы и увеличения объема топливного бака. Обновленная машина получила название Aero Ae-45S или Super-Aero.

В 1957 году было подписано соглашение о закупке Советским Союзом этих самолетов. Планы Аэрофлота предусматривали направить их для работы в Московскую авиагруппу специального применения и воздушных съемок, а также в Казахское, Приволжское, Северо-Кавказское, Украинское и Узбекское территориальные управления ГВФ.

Новые самолеты стали поступать из ЧССР в 1958 году.

На пути в СССР. Чехословацкий самолет сопровождает советских летчиков во Львов.
На пути в СССР. Чехословацкий самолет сопровождает советских летчиков во Львов.

Самолеты с фотографии: СССР-92972 поступит в Куйбышев, 92970 в Ростов, 87691 — в Быково.

По мере поступления самолетов в авиационные подразделения Аэрофлота производилось оформление документов и переучивание летного состава. Приказом начальника Главного управления ГВФ №376 от 24 августа 1958 года был утвержден временный регламент технического обслуживания самолетов «Супер-Аэро». А 17 ноября того же года был издан приказ начальника ГУ ГВФ №457, который в частности, гласил: «Разрешить эксплуатацию в подразделениях ГВФ самолета Супер-Аэро 45 с двигателями Вальтер-Минор и винтами V405Е. Полеты производить визуально при минимуме погоды: высота облачности 200 метров, горизонтальная видимость — 2000 метров, ветер 16 м/с, боковой ветер для взлетов и посадок 6 м/с».

Начало эксплуатации Ae-45S в СССР было положено.

Аэро-145 в старом Оренбургском аэропорту "Нежинка" рядом с Ан-10А.
Аэро-145 в старом Оренбургском аэропорту "Нежинка" рядом с Ан-10А.

В подразделениях Аэрофлота «чехи» летали как по расписанию, так и в режиме такси. Во втором случае пассажир приезжал в удобное ему время в аэропорт, садился в свободный самолет и летел туда, куда ему нужно. По воспоминаниям ветеранов, цена билета на аэротакси была на 10-20% выше, чем на рейс по расписанию. Например, в ценах 1960 года билет на рейсовый Ае-45S из Киева в Скадовск стоил 120 рублей, а кресло в авиатакси на этом же направлении обходилось в 140 рублей.

Супер-Аэро в аэропорту Ставрополь, 1959. Первый рейс из Краснодара. Фото из газеты «Ставропольская правда».
Супер-Аэро в аэропорту Ставрополь, 1959. Первый рейс из Краснодара. Фото из газеты «Ставропольская правда».

Поступление чехословацких самолетов совпало с массовым списанием по старости отечественных По-2, и многие пилоты перешли на «Супер-Аэро» именно с поликарповского биплана. По воспоминаниям ветеранов, По-2 и Ae-45S по уровню комфорта отличались как гужевая повозка и лимузин. Переход на новую технику пилоты восприняли с большим энтузиазмом.

Серьезным недостатком Ae-45S были маломощные двигатели. Это исправили на новой модификации в 1959 году, названной Ae-145S, на которой установили более совершенные моторы Walter M-332 мощностью 140 л.с. Внешне этот самолет также отличался от предшественника, Аэро-45 переплетом фонаря кабины.

Поставки Ae-145S в Аэрофлот начались в конце августа 1959 года и продолжались до января 1960 года. А в следующем году выпуск самолета прекратили. Всего за два года было произведено 142 экземпляра Ae-145S, из которых 107 приобрел СССР.

Супер-Аэро использовались не только для пассажирских перевозок. Например, в авиаотряде №100 в Запорожье с 6 апреля 1960 года в санитарном звене были четыре самолета Ae-145S: СССР-87748, -87740, -87715 и -87712.

Линейка «Супер-Аэро» в аэропорту Львов на пути к месту своей службы.
Линейка «Супер-Аэро» в аэропорту Львов на пути к месту своей службы.

Самолеты с фотографии: 92832 и 92821 поступят работать в Кировоград, 92826 во Львов.

Ещё в самом начале эксплуатации обнаружились специфические проблемы при обслуживании самолетов этого типа. Например, В.И. Карелин, который до 1975 года руководил 100-м летным отрядом, вспоминал: «Приехала как-то к нам летом бригада из ЧССР в составе 2-3 человек делать какое-то обслуживание. «Супер-Аэро» стояли в рядок на грунте, на одном из них был разобран мотор, и эти специалисты вместе с нашими технарями в нем копались. Тут мимо них на полосу выруливает Ан-2 и тянет за собой хороший хвост пыли, который и накрывает шапкой и разобранный двигатель, и самолеты, и технарей с иностранными гостями. Когда главный чех — инженер прокашлялся и продрал глаза, долго ругался на чешском языке. Наши разобрали у него только одну фразу: Это катастрофа».

Супер-Аэро в аэропорту Хмельницкий.
Супер-Аэро в аэропорту Хмельницкий.

Но требовательность к чистоте оказалась не главной проблемой чехословацких самолетов. Поистине их ахиллесовой пятой стал быстрый износ в условиях эксплуатации с грунтовых аэродромов силовых элементов центроплана в зоне крепления узлов шасси. При этом в СССР ни одно предприятие не производило капитальный ремонт самолетов этого типа, а прекратив серийное производство Ae-145S, завод в Куновице перестал выпускать и запасные части к нему! По этой причине «Супер-Аэро» приходилось списывать всего через четыре-пять лет эксплуатации с «детским» налетом в 750 — 1700 часов! В приказах Министерства гражданской авиации СССР о списании «чехов» в большинстве указана одна причина в двух формулировках: «Неудовлетворительное техническое состояние и невозможность ремонта из-за отсутствия заводов, ремонтирующих самолеты этого типа»или «Ремонт невозможен вследствие отсутствия ремонтной базы и прекращения производства запасных частей».

Первые списания «Супер-Аэро» в Аэрофлоте начались уже в 1959 году. Пик списания пришелся на 1963 год, оставшиеся в строю самолеты были списаны в течение 1964 и 1965 гг.

Краснодарский Аэро-145 СССР-87751, аэродром Приморско-Ахтарск. Фото: Robert S. (Венгрия). Источник фото: aviaforum.ru.
Краснодарский Аэро-145 СССР-87751, аэродром Приморско-Ахтарск. Фото: Robert S. (Венгрия). Источник фото: aviaforum.ru.

Внешнее сходство силуэта Ae-45/145S с самолетом Siebel Si.204 привело к тому, что «Супер-Аэро» привлекали к съемкам в художественных фильмах, где они играли фашистские транспортники времен Великой Отечественной войны. А один Ае-145, СССР-87688, ранее принадлежавший Краснодарскому авиапредприятию, после списания летом 1964 года был передан Одесской киностудии, где использовался и как ветродуй, и как макет самолета при съемках.

Полтавский Аэро-145 СССР-87727. Киевский аэропорт «Жуляны». Источник фото: aviaforum.ru.
Полтавский Аэро-145 СССР-87727. Киевский аэропорт «Жуляны». Источник фото: aviaforum.ru.

История «Супер-Аэро» в Аэрофлоте СССР завершилась быстро. Но не окончилась история авиатакси: эстафета была передана более современному самолету чешского производства L-200 Morava, которому будет посвящена отдельная статья.

При написании данной заметки использованы материалы из моей статьи в журнале «Авиация и Время» №2 за 2019 год.

Справочные данные:

Эксплуатация Супер-Аэро в подразделениях Аэрофлота.
Эксплуатация Супер-Аэро в подразделениях Аэрофлота.