Волгоградский троллейбус

6 November 2019
346 full reads
2 min.
480 story viewsUnique page visitors
346 read the story to the endThat's 72% of the total page views
2 minutes — average reading time
Волгоградский троллейбус

Троллейбусное движение в городе открылось в канун Нового, 1961 года. 31 декабря 1960 года была пущена в эксплуатацию первая троллейбусная линия от Привокзальной площади до площади Возрождения. Позже эту линию продлили до проспекта Металлургов. Протяженность ее составила 15,7 километра. Парк состоял всего из 20 троллейбусов типа МТБ-82 Д.

В 1962 году троллейбусы дошли до школы № 12 в Тракторозаводском районе. В 1964 году было открыто движение по маршруту № 2 "Вокзал - улица КИМ», и в том же году троллейбус по маршруту № 1 дошел до площади им. Дзержинского, а в 1965 году - до Нижнего поселка ВГТЗ, по маршруту № 2 - до остановки «Площадь им. Куйбышева».

За пять лет, с 1961 по 1965 год, перевозка пассажиров и валовой доход троллейбуса увеличились в четыре раза, а троллейбусный парк в пять раз. В 1969 году был открыт троллейбусный маршрут№ 3 "ЗКО - Нижний поселок ВГТЗ».

Волгоградский троллейбус

В 1960-е годы в Волгограде открывались все новые и новые троллейбусные маршруты. Увеличивались перевозки пассажиров. В связи с возросшими требованиями в системе энергоснабжения построены две новые тяговые подстанции: на Дар-горе в Советском районе и в Северном поселке Краснооктябрьского района, а также смонтирована собственными силами передвижная тяговая подстанция.

Появление в городе троллейбуса было радостным событием, но и проблем у нового вида транспорта оставалось немало, - он работал ненадежно. Главная беда заключалась в том, что руководители города и области активно занимались организацией троллейбусного транспорта в Волгограде вплоть до торжественного открытия движения. Потом у них появились другие заботы, и о троллейбусе забыли. Троллейбусное же депо № 4 в Краснооктябрьском районе имело только голые стены и крышу. В агрегатно-заготовительных цехах не хватало оборудования. Контактные сети были смонтированы на жесткой подвеске, что способствовало частому выпадению штанг токоприемников и созданию аварийных ситуаций на дорогах, в целом - остановке движения.

Еще в начале 1960-х годов в Волгоградском трамвайно-троллейбусном управлении стали переходить на новые графики работы с двумя выходными для водителей и кондукторов, с обеденными перерывами и принципиально новыми расписаниями движения с учетом каждого часа суток - так называемым поездным расписанием. В это же время начался бескондукторный, а потом и бескассовый метод обслуживания пассажиров на горэлектротранспорте. Волгоград был в числе пионеров этого движения в стране среди таких городов, как Саратов, Самара, Ижевск, Орел, Краснодар. Время требовало пересмотра самой организации труда. Кроме добросовестности и энтузиазма для достижения лучших результатов требовались инженерный расчет, научная мысль, прогрессивное мышление.

Волгоградский троллейбус

В 1970-е годы служба движения стала обособленной. Водители и кондукторы перешли в подчинение своих депо, а инженеры-движенцы занимались составлением расписаний, организацией в целом перевозочного процесса в соответствии с требованиями времени. Новые технологии применялись и здесь. По примеру чешских коллег в Волгограде внедрены усовершенствованные расписания движения трамваев, особенно в вечерние часы, обеспечивающие стыковку поездов и доставку рабочих ночных смен к предприятиям и обратно при поездках в отдаленные от места работы микрорайоны. Были разработаны режимные карты по вождению подвижного состава.

В 1973 г. в троллейбусное депо поступили новые троллейбусы ЗИУ-9.
Февраль 1978 - сентябрь 1981 гг. По городу открыто 8 новых трамвайных и троллейбусных маршрутов.
1983 - 1988 гг. Открыты, введены в эксплуатацию новые троллейбусные линии, соединяющие центр города с его отдаленными районами.
1989- 1993 г. Открыто несколько новых троллейбусных маршрутов, упрощающих передвижение пассажиров на электротранспорте по городу.
В 1994 г. В троллейбусное депо №4 поступили первые шарнирно-сочлененные троллейбусы ЗИУ-6205 с тиристорно-импульсной системой управления.
11 июня 1996 г. Построена троллейбусная линия от проспекта им. Ленина до речного вокзала, открыт троллейбусный маршрут, соединяющий речной и железнодорожный вокзалы.
1 июня 1999 г. МРПС преобразованы в завод ВЭТА по ремонту трамваев и троллейбусов.

Волгоградский троллейбус

Чтобы продлить срок службы подвижного состава, в 1996 году было принято решение об организации капитально-восстановительного ремонта трамваев и троллейбусов на волгоградском судостроительном заводе. При существовавшей тогда системе взаимоза­четов и отсутствии «живых» денег это был единственно правильный путь.

С 1996 по 2001 год судостроительный завод отремонтировал 90 троллейбусов и 14 трамваев. Это сыграло положительную роль, так как частично решился вопрос об­новления парка подвижного состава. Практически весь троллейбусный парк депо № 3 обновился, на маршрутах депо № 1 и № 4 также появились обновленные машины.

2001 году договор с судостроительным заводом был расторгнут. ВЭТА ­
предприятие по ремонту трамваев и троллейбусов получило статус завода в июне 1999 года. Именно здесь, на его территории, началась история развития трамвайного движения в Царицыне в1913 году. Нынче старые ВРМ не узнать. Здесь внедрена новая технология покрытия улучшенной изоляцией электрических аппаратов и организовано восстановление деталей с помощью порошковой металлургии. Освоено восстановление тел вращения деталей сваркой в среде углекислого газа, «петушков» коллектора двигателей ДК-210, ДК-213 сваркой в среде аргона и многое другое. Освоена технология капитального ремонта ком­прессоров троллейбусов с восстановлением блока цилиндров методом гильзования. Изготовлены стенды для обкатки под нагрузкой тяговых электрических двигателей троллейбуса и ускорителей трамвая Т-3. Освоено изготовление створок дверей для троллейбусов, а также производство двух видов деталей и электроизоляционного материала АГ -4С.

Волгоградский троллейбус

15 сентября 1999 г. в Кировском районе города построено и введено в эксплуатацию троллейбусное депо №6, тяговая подстанция и открыто новое троллейбусное движение по маршруту №17.
30 мая 2000 г. был открыт музей истории электрического транспорта г. Волгограда.
15 ноября 2000 г. В Кировском районе продлено троллейбусное движение от улицы Тополевой до госуниверситета. Троллейбусный маршрут N2 17 переименован в маршрут №2 18.

Волгоградский троллейбус

Вопрос обновления парка подвижного состава - один из основополагающих в развитии предприятия. Чтобы продлить срок службы подвижного состава, в 1996 году было принято решение об организации капитально-восстановительного ремонта трамваем и троллейбусов на Волгоградском судостроительном заводе и заводе ВЭТА. За этот период капитально-восстановительный ремонт прошли более 90 троллейбусов и трамваев, тем самым разрешив для города злободневный вопрос обновления парка подвижного состава.
Совместно с Волгоградским заводом транспортного машиностроения (ВЗТМ) в 2002 году была разработана и внедрена программа производства капитально-восстановительного ремонта метроэлектротранспорта.

Сегодня, когда во всем мире наблюдается настоящий бум в развитии городского общественного транспорта, предпочтение отдается суперскоростным трамвайным и троллейбусным линиям. Так что скорость, удобство, комфорт - это по-прежнему главные критерии в работе волгоградских транспортников.

Ставьте лайк. Подписывайтесь на канал "Транспортофилия". Каждый день: история транспорта, новинки, рассказы, юмор.

Другие обзоры канала.

На картошку - на троллейбусе. Балаково.

Абаканский троллейбус, Альметьевский троллейбус, Астраханский троллейбус, Армавирский троллейбус, Архангельский троллейбус, Барнаульский троллейбус, Белгородский троллейбус, Березниковский троллейбус, Братский троллейбус, Благове́щенский троллейбус, Брянский троллейбус, Новгородский троллейбус, Видновский троллейбус, Владивостокский троллейбус, Владимирский троллейбус