Что еще меняет Таможенный кодекс ЕАЭС?

Таможенный контроль

Официально закрепляет возможность проведения таможенного контроля без участия должностных лицтаможенных органов — исключительно посредством информационной системы.

Уменьшает количество применяемых форм таможенного контроля. Так, исключены: устный опрос, таможенное наблюдение, проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков, учет товаров, находящихся под таможенным контролем, проверка системы учета товаров и отчетности. Впрочем, они не то чтобы исключены и больше не будут применяться — нет. Просто переведены в «разряд» мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

Система управления рисками

Вводит три категории риска: низкого, среднего или высокого. Для участников ВЭД, попавших в низкую категорию риска, выпуск товаров производится автоматически, тем же, кому не повезло оказаться в группе высокого риска, придется пройти все необходимые формы таможенного контроля.

Таможенная экспертиза

Определяет, что повторную таможенную экспертизу может потребовать только декларант. Прежде повторная таможенная экспертиза назначалась в случае, если с результатами первоначальной экспертизы не согласен либо декларант, либо таможенный орган.

Ограничивает срок (в предыдущем Кодексе он вообще не был ограничен), в течение которого таможенный орган обязан принять решение о проведении таможенной экспертизы, в три рабочих дня.

Точно так же, кстати, ограничивает и сроки, в течение которых таможенный орган должен уведомить о возврате взятых проб и/или образцов товаров — три рабочих дня. Если же в течение 15 рабочих дней за образцами и пробами никто не обратился, они задерживаются таможенным органом.

Предварительное информирование

Обязывает декларанта представлять предварительную информацию, необходимую для оценки рисков и выбора объектов и форм таможенного контроля. Однако при этом декларант вправе заранее представить вообще всю информацию, требующуюся для помещения товаров под ту или иную таможенную процедуры. В этом случае при уже непосредственном открытии процедуры не надо будет повторять ранее заявленные требования: информационная система (а предварительная информация подается в электронном виде) сохранит все необходимые данные.

Временное хранение

Увеличивает срок временного хранения товаров: ранее он составлял два месяца и только по письменному обращению лица, имеющего полномочия в отношении товаров, мог продлеваться еще на два месяца. Теперь не требуется никаких обращений: срок временного хранения изначально составляет четыре месяца.

Таможенный представитель

Уменьшает размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов для желающих попасть в реестр таможенных представителей — с одного миллиона до пятисот тысяч евро.

Не требует от компаний обязательного наличия в штате как минимум двух работников, обладающих профильной профессиональной квалификацией.

Кроме того, подчеркивает обязанность таможенного представителя нести солидарную ответственность с декларантом за уплату таможенных пошлин, налогов.

Реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела

Учащает периодичность обновления реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела: вместо одного раза в квартал — один раз в месяц.

Заявляет, что Комиссия ЕЭК обязана вести общие для ЕАЭС реестры на основе сведений, получаемых от таможенных органов.

Транспортные средства международной перевозки

Ограничивает время пребывания транспортных средств международной перевозки на территории ЕАЭС — не более 90 календарных дней, однако вместе с тем разрешает им выполнение внутренней перевозки (каботаж) по территории Союза и устанавливает обстоятельства, при которых это возможно.

Реализация задержанных таможенным органом товаров

Дает больше времени на то, чтобы собственники задержанных товаров могли обратиться в соответствующий таможенный орган за той суммой, которая им причитается после реализации таких товаров (естественно, за минусом всех необходимых удержаний): раньше у них было только три месяца, теперь — три года.

…Ну, а что еще изменится в сфере таможенных отношений, покажет непосредственная практическая деятельность. По крайней мере, именно так ведь любят говорить представители таможенных органов, когда им поручают объяснить участникам ВЭД истинный смысл законов и нововведений…