Свершилось: по индексу эффективности логистики Россия «перепрыгнула» с 99 сразу на 75 место

В рейтинге «Индекс эффективности логистики», составляемом Всемирным банком каждые два года, Россия по итогам 2017-2018 годов заняла 75-е место. До этого лучшим ее результатом была 90-я позиция из 160 в 2014-м году. В предыдущем отчете за 2016-й год Россия значилась на 99-м месте.

«Индекс эффективности логистики» (LPI) составляется Всемирным банком каждые два года на основе опросов международных логистических компаний. Они оценивают состояние логистики как в своей стране, так и в странах, с которыми им приходилось контактировать, по шести показателям: эффективность таможенного и пограничного контроля, качество инфраструктуры, простота организации международных перевозок, профессиональная компетентность, прослеживаемость прохождения грузов и своевременность доставки.

По каждому из показателей выставляются баллы, на основе которых затем вычисляется средний балл. Его максимальное значение — 5.

Россия в отчете за 2018-й год набрала 2,76 балла. Для сравнения: ее лучший результат — 2,69 балла (2014-й год), в предыдущем отчете отечественная логистическая отрасль была оценена в 2,57 балла.

Если верить индексу LPI, то за последние два года улучшилась ситуация на российских таможенных и пограничных постах (с 2,01 балла сразу до 2,42). Ранее низкие оценки по этому показателю эксперты объясняли забюрократизированностью таможенных процедур (а также еще коррупционной составляющей). Не исключено, что нынешние более высокие баллы стали следствием перехода на электронное декларирование и предпринимаемых мер по упрощению таможенных процедур. Так, согласно  отчету ФТС за первое полугодие этого года 70% экспортных и 23% импортных деклараций регистрируются автоматически. 33,6% экспортных и 11,5% импортных деклараций выпускаются без участия инспектора. В Центрах электронного декларирования (их уже насчитывается 29) регистрируется при этом 27,2% всех декалараций.

Россия также показала рост в оценках качества инфраструктуры (с 2,43 балла до 2,78), организации международных перевозок (с 2,45 балла до 2,64) и своевременности доставки (с 3,15 балла до 3,31). Судя по рейтингу, эффективность прослеживаемости грузов в России остается на прежнем уровне (2,62 балла в 2016-м против 2,65 балла за 2018-й), равно как и профессиональная компетентность (2,76 балла в 2016-м и 2,75 балла в 2018-м).

Сейчас, напомним, на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, предусматривающий обязательное использование электронных навигационных пломбпри международном транзите грузов по территории России автомобильным и железнодорожным транспортом. Считается, что их внедрение должно улучшить прослеживаемость грузов, однако эксперты отмечают, что предлагаемый механизм, наоборот, может повысить стоимость перевозки (пломбы устанавливаются за счет грузоотправителя, грузополучателя или перевозчика) и увеличить сроки доставки груза.

Среди стран бывшего СССР наивысшую строчку в рейтинге LPI занимает Эстония (36-е место). Выше России также располагаются Литва (54-е место), Украина (66-е), Латвия (70-е) и Казахстан (71-е). Армения находится на 92-й позиции, Беларусь — на 103-й, Кыргызстан — на 108-й.

В тройку лидеров входят Германия (4,20 балла) (в рейтинге LPI страна занимает первое место уже в четвертый раз), Швеция (4,05 балла) и Бельгия (4,04 балла). Китай располагается на 12-й строчке (3,92 балла). Замыкают рейтинг Бурунди (2,06 балла), Ангола (2,05 балла) и Афганистан (1,95 балла).