Так что будет с «Платоном» в этом году?

22.06.2018

О том, что тариф «Платона» в этом году повышаться точно не будет, уже успел официально объявить и Евгений Дитрих, нынешний Министр транспорта, и глава Росавтодора Роман Старовойт. При этом и один, и второй, делая свои громогласные заявления, оперируют суммой в 23 млрд. рублей, в которую выльются сборы по «Платону» в этом году. Однако эта сумма, фигурирующая и в Федеральном бюджете на 2018-й год, предусматривает индексацию тарифа. Она, кстати, осталась без изменений и в поправках к бюджету, которые уже приняты Государственной Думой.

В общем, слова официальных лиц, кажется, расходятся с официальными документами. Повысят ли все-таки в таком случае тариф «Платона»? Есть три варианта развития событий. Разбираемся, какой из них правдоподобнее…

О том, что тариф «Платона» будут индексировать, говорили еще в то время, когда повторных протестов перевозчиков почему-то не опасались и с 15-го апреля 2017-го года намеревались поднять льготную плату за километр проезда в 1,53 рубля до 3,06 рубля. Тогда, накануне, Правительство выпустило Постановление, в котором устанавливало дату первой индексации аккурат на 1-е июля 2018-го года.

Правда, после массовых акций недовольства, в результате которых был введен «скидочный», как его называют в Министерстве транспорта, тариф в 1,90 рубля за километр, говорить хоть о какой-то вероятности дальнейшего повышения стали гораздо осторожнее. Мол, и нынешний льготный период продлен на неопределенный период, и ни о какой индексации знать не знаем (неточная цитата).

Первое уверенное заявление устами Евгения Дитриха прозвучало 28-го февраля. «Изменений по тарифу в системе «Платон» в 2018-м году не планируется», — сказал на тот момент первый заместитель министра транспорта, а сейчас глава ведомства.

Подведение итогов президентских выборов/Фото: Александр Корольков, «Российская газета»
Подведение итогов президентских выборов/Фото: Александр Корольков, «Российская газета»

Правда, к его выступлению представители отрасли отнеслись, скорее, как к «белому шуму». В том смысле, что никак его не восприняли: близились президентские выборы, а потому никто и не ждал, что официальные лица могут сказать нечто иное.

Ждали, что новость о повышении тарифа «Платона» последует сразу после того, как выборы состоятся (ну, или хотя бы после инаугурации).

Однако ничего такого не случилось. Наоборот. Недавно, 14-го июня, уже Роман Старовойт, глава Росавтодора, поспешил успокоить общественность, которая, что примечательно, в успокоении преимущественно и не нуждалась.

Перевозчики в большинстве своем за три года попривыкли к «Платону» и о ближайшем повышении его тарифа уже говорят как о свершившемся факте. То есть, понимая неизбежность такого шага, морально (и не только) к нему готовы.

А вот официальные уведомления «несколько» юлят.

Во-первых, индексация тарифа с 1-го июля до 2,15 рубля за километр заложена в Федеральный бюджет на 2018-й год. Поправки к бюджету, 21-го июня принятые Госдумой в окончательном чтении, уменьшения предполагаемых сборов по «Платону» не предусматривают. Даже наоборот.  В соответствии с поправками сборы должны увеличиться на 101 млн. рублей — с 22 млрд. 966 млн. до 23 млрд. 67 млн.

А во-вторых, уверяя, что тариф повышаться не будет, официальные лица каждый раз словно бы проговариваются, когда добавляют: сборы в системе за 2018-й год составят 23 млрд. рублей при текущем тарифе в 1,90 рубля за километр и его индексации в середине 2018-го года.

Что все это может значить?

Версия №1. Тариф «Платона» в этом году не увеличится

В пользу этой версии говорят слова руководителей Минтранса и Росавтодора и опасение властей дестабилизировать, что официальным языком называется, обстановку. Особенно когда цены на бензин и дизельное топливо демонстрируют такой стремительный, как в мае месяце, рост.

В мае в регионах прошли протесты из-за резкого повышения цен на топливо/Фото: Валерий Титиевский, «Коммерсантъ»
В мае в регионах прошли протесты из-за резкого повышения цен на топливо/Фото: Валерий Титиевский, «Коммерсантъ»

Тем более что благодаря росту цен на нефть дефицит бюджета превратился в профицит с увеличением доходов на 1,82 трлн. рублей. И в таких условиях можно позволить проявление благосклонности к перевозчикам и вместо них «проспонсировать» ремонт некоторых участков дорог.

Кстати, поправки в бюджет действительно предусматривают большую, чем изначально намечалось, сумму ассигнований на реализацию подпрограммы «Дорожное хозяйство». И хотя на ремонт и содержание федеральных трасс решили выделить меньше, чем собирались, изменение планов, как сказано в документах к бюджету, связано с тем, что в Федеральном дорожном фонде и без того миллионы рублей остались нерастраченными за предыдущий год.

То есть средства на проявление милости есть.

Версия №2. Тариф «Платона» увеличат с 1-го июля

В пользу этой версии говорят разве что изначальные планы правительства. В остальном она кажется маловероятной.

Тяжело представить, что аккурат в самый разгар футбольного празднества, после неоднократных уверений в обратном и без должной подготовки тариф «Платона» возьмут и поднимут до 2,15 рубля за километр.

В памяти еще свежи стоящие вдоль обочин большегрузы. Чтобы эти большегрузы забаррикадировали не только обочины, но и трассы, по которым сейчас активно передвигаются болельщики, точно никому не надо. Портить и без того подпорченный для мировой арены имидж страны — тоже.

Протесты дальнобойщиков, обочина Московского шоссе в Санкт-Петербурге, 27-е марта 2017-го года/Фото: Давид Френкель, «Коммерсантъ»
Протесты дальнобойщиков, обочина Московского шоссе в Санкт-Петербурге, 27-е марта 2017-го года/Фото: Давид Френкель, «Коммерсантъ»

Тем более что объявить о повышении тарифа с 1-го июля — значит отложить его повышение на неопределенный срок.

В ситуации, когда страна принимает Чемпионат мира, недовольным перевозчикам в случае чего будет, на что давить, а Правительству ничего другого не останется, как быстренько уступить.

То есть: тариф как скоро бы повысили, так скоро бы и снизили. И забыли бы о повышении (пришлось бы) еще на неопределенное время.

Спрашивается: а кому это надо — так себе руки связывать?..

Версия №3. Тариф «Платона» все равно поднимут в этом году, но позже 1-го июля

За эту версию говорит бюджет, не очень-то правдоподобные выступления официальных лиц, уверяющих, что в этом году сборы по системе останутся в неизменном размере, а также расплывчатость фразы про индексацию «в середине года».

Почему правительство может пойти на то, чтобы все-таки увеличить тариф до 2,15 рубля за километр? Да потому что оно сможет себе это позволить: все важные события останутся, наконец-то, позади.

И выборы, перед которыми нельзя было давать карт-бланш Андрею Бажутину — лидеру Объединения перевозчиков России (ОПР), а также неудавшемуся кандидату в президенты.

И Чемпионат мира по футболу, долженствующий продемонстрировать гостеприимность страны и ее внутреннюю идиллию.

Не зря ведь, кстати, Роман Старовойт со своим заявлением на тему «Тариф «Платона» повышаться не будет» выступил именно 14-го июня, аккурат в день открытия Мундиаля. В ситуации, когда цены на топливо за одну только неделю вырастали на целый рубль, хотя бы по поводу дорожных сборов нужно было успокоить.

После же чемпионата можно будет спокойно вернуться к вопросу повышения тарифа.

Фото: Александр Миридонов, «Коммерсантъ»
Фото: Александр Миридонов, «Коммерсантъ»

А что касается выданных до того обещаний… Так всегда можно сказать, что индексация, в общем-то, не совсем и повышение. Это просто приведение действующего тарифа в соответствие с общим ростом цен из-за инфляции.