В 2019 году производители обещают выпустить на рынок первые электрические грузовики

Топливо дорожает, экологические нормы ужесточаются, а зарабатывать транспортным компаниям хочется всегда. Поэтому на смену традиционным олдскульным грузовикам с двигателями внутреннего сгорания приходят траки следующего поколения — на электрическом приводе. Они экологичнее и экономичнее своих старших «собратьев», но, как и все новое, пока имеют свои недоработки.

Среди наиболее распространенных — ограниченный запас хода, увеличенный за счет аккумуляторных батарей вес самой машины и медленная, по сравнению с традиционной, «заправка». Хочется думать, что это только ПОКА…

Мы сделали небольшой обзор, в который включили последние разработки ведущих (и не только) мировых производителей, и посмотрели, какие из электрических грузовиков уже готовы выйти на рынок и готовы ли вообще.

Tesla

Осенью 2017-го года в Калифорнии презентовали грузовик на электрическом приводе Tesla Semi. Его отдельные характеристики, мягко сказать, удивляют… Так, незагруженной Tesla Semi хватает всего пяти секунд, чтобы достичь скорости в 100 км/ч. Это, между прочим, показатель легкового автомобиля, претендующего на попадание в класс «спортивных». Вот только насколько этот реактивный разгон нужен грузовой фуре — вопрос открытый…

В случае же полного «затаривания» трака (а Tesla способна вместить в себя порядка 36 тонн груза) заветную сотню на спидометре можно увидеть через 20 секунд.

Tesla Semi/Фото: tesla.com
Tesla Semi/Фото: tesla.com

Полный заряд батареи рассчитан на покрытие примерно 800-километровой дистанции. По приблизительным оценкам, среднее расстояние, которое преодолевают грузовики в одном направлении, как раз таки составляет 400 километров. Поэтому полного заряда Tesla Semi должно хватить для того, чтобы довезти груз до места назначения и возвратиться обратно.

Привлекает внимание также и внешний вид автомобиля. Трак выглядит очень «зализанным»: выпирающие детали здесь просто отсутствуют. Интерьер кабины выполнен довольно аскетично, хотя в ней хватает инновационных разработок. Водительское сиденье и руль разместили посередине, а по сторонам установили 2 планшета: они выводят показатели различных датчиков и систем.

Еще одна «фишка» — противоударное лобовое стекло, на котором, как обещается, не должно появиться ни сколов, ни трещин.

Грузовик, уверяют разработчики, порадует своей экономичностью: по сравнению с машинами с двигателем внутреннего сгорания затраты на его содержание сократятся на 20%.

Этой весной появилась информация о первой доставке грузов с помощью электрогрузовиков Tesla Semi. Машины перевезли аккумуляторы для Tesla с территории завода в городе Спаркс (Невада) на сборочное производство во Фримонте (Калифорния). Это, между прочим, 425 километров и около 4,5 часов езды. Часть пути, кстати, машины проехали в беспилотном режиме, без участия водителей.

Да-да, электрогрузовик Tesla Semi разрабатывается с прицелом на беспилотник.

Ожидается, что первые грузовые электрокары от Tesla появятся в продаже в 2019-м году. Официально цену на них пока никто не называл. Но можно оформить предзаказ. Правда, эта услуга тоже платная… За подобное удовольствие придется выложить 5 тыс. долларов США.

По оценкам аналитиков, на американском рынке Tesla Semi будет стоить от 150 до 180 тыс. долларов США.

Volvo

Очень необычную модель представила компания Volvo Trucks. Здесь разработали беспилотный седельный электротягач Vera, в котором вообще не предусмотрено место для водителя.

Volvo Vera/Фото: cnet.com
Volvo Vera/Фото: cnet.com

Хотя сегодня за выпуск беспилотников взялись многие автопроизводители, большинство из разработок, включая и распиаренную Tesla Semi, имеют привычную всем кабину. Седельный же тягач Vera — гость из «прекрасного далека», когда чуть ли не все процессы в транспортной отрасли будут автоматизированы, а от услуг человека и вовсе откажутся.

Есть у компании Volvo и более практичный трак с электрической силовой установкой. Речь идет о 16-тонном грузовике FL Electric, презентованном этим летом. При полностью заряженной батарее он способен проехать порядка 300 километров.

Аккумулятор заряжается за пару часов от специальной станции с постоянным током. Зарядка от обычной сети с переменным током не так быстра. Точнее, вообще не быстра: на нее уйдет порядка 10 часов.

Volvo FL Electric/Фото: autopista.es
Volvo FL Electric/Фото: autopista.es

Испытания модели уже стартовали: два грузовика работают в Швеции. Один используется компанией по сбору и переработке мусора, второй «эксплуатируется» компанией, занимающейся грузовыми перевозками в Гетеборге. 

Как показали себя электрогрузовики на практике, пока не сообщается. Известно только, что в Volvo очень гордятся своей разработкой, называя ее полностью готовой к регулярной эксплуатации, и обещают, что могут «подогнать» электромобиль (его грузоподъемность, запас хода и пр.) под конкретные нужды заказчика.

Выпустить электрогрузовик на рынок тоже планируют в 2019-м году.

DAF

Как мы недавно писали, на автосалоне в Ганновере компания DAF представила два грузовика с электрической силовой установкой — LF Electric и CF Electric.

Электрические модели создавались специально для работы в условиях города и городской агломерации, поэтому их батарея рассчитана на не очень большой запас хода. Итак, электротрак LF (грузоподъемностью 19 тонн) может проехать на одном заряде 220 км, CF Electric (вмещает 37 тонн груза) — порядка 100 км. 

DAF LF Electric/Фото: insideevs.com
DAF LF Electric/Фото: insideevs.com

При этом на быструю зарядку CF Electric понадобится всего полчаса, на полную — полтора. Заряжать аккумулятор, что весьма удобно, можно во время загрузки/разгрузки грузовика.

DAF CF Electric/Фото: daf.com
DAF CF Electric/Фото: daf.com

Что касается LF Electric, то его батареи, как подчеркивают разработчики, имеют модульную конструкцию, а потому их емкость можно менять в зависимости от потребностей клиентов.

В компании, правда, уточнили, что они запустят экологические грузовики в массовое производство лишь тогда, когда рынок будет готов к такому запуску. Пока же в ближайших планах — проведение дальнейших испытаний.

MAN

В 2018-м году MAN презентовал электрические грузовики CitE и eTGM.

CitE — 15-тонный трак, разработанный за полтора года. Его отличают низкая подножка и широкие двери, спроектированные специально для удобства водителей. Довольно низкие сиденья и огромные боковые окна открывают отличный панорамный вид. Кроме того, грузовик укомплектовали 360-градусной системой камер для максимального обеспечения безопасности.

MAN CitE/Фото: trucksplanet.com
MAN CitE/Фото: trucksplanet.com

Правда, на одном заряде он может проехать всего около 100 км.

Что касается eTGM, то максимальная дальность электромобиля чуть больше — 200 км. Впрочем, для города этого вполне достаточно. Предусмотрена также возможность быстрой дозарядки во время перерывов для отдыха и загрузки-выгрузки товаров.

Совсем недавно несколько грузовиков eTGM отправили для тестирования крупным австрийским клиентам, среди которых Hofer, Schachinger Logistik, Spar и пивоваренный завод Stiegl. В MAN говорят, что к массовому производству (а это будет не раньше 2022-го года) приступят только по завершении испытаний.

MAN eTGM/Фото: truck.man.eu 
MAN eTGM/Фото: truck.man.eu 

Единственное: к 2020-му году, когда должно начаться воплощение MANовской экологической стратегии eMobility, думают выпустить ограниченную, из 50-100, серию грузовых электромобилей.

Daimler Trucks

Этим летом немецкая компания представила две новинки на электрическом приводе — тяжелый, от 15 тонн, Freightliner eCascadia и 9-12-тонный Freightliner eM2.

Первую модель «слепили» на базе популярного американского трака Freightliner Cascadia, в который органично «вписали» двигатель на электрической тяге. Полная зарядка батареи рассчитана на преодоление 400-километрового расстояния. Что уже, согласитесь, очень хороший показатель. Затем, сделав положенный перерыв на отдых, водитель может за 1,5 часа дозарядить аккумулятор на 80% и на этой «подпитке» проехать еще 320 км.

Dailmer Freightliner eCascadia/Фото: equipmentworld.com
Dailmer Freightliner eCascadia/Фото: equipmentworld.com

Что касается модели Freightliner eM2, то она разрабатывалась для доставки грузов как в пределах одного города, так и между близлежащими городами. На полном заряде электрокар способен проехать порядка 370 км. При этом в течение часа батарею можно дозарядить до 80%, что позволит преодолеть еще 300 км.

Dailmer Freightliner eM2/Фото:freightliner.com
Dailmer Freightliner eM2/Фото:freightliner.com

Кстати, уже до конца этого года компания обещает поставить потребителям из США около 30 электротраков обеих моделей.

Renault Trucks

Французская компания осенью прошлого года презентовала прототип 13-тонного электрогрузовика, который на данный момент тестируется перевозчиками.

На полностью заряженной батарее, что потребует около 4 часов времени, трак способен «отмахать» 150 км. Сообщается, что на него можно также установить изотермический кузов и рефрижераторную установку, «питающуюся» от электродвигателя.

Разработаны Renault и тяжелые грузовики — 16-тонный D Z.E. (с запасом хода до 300 км) и 27-тонный D Wide Z.E. аж с двумя электронными моторами и пробегом на одной зарядке около 200 км.

Эти модели планируют выпустить на рынок в 2019-м году.

Renault D Wide Z.E./Фото: insideevs.com
Renault D Wide Z.E./Фото: insideevs.com

GINAF

Грузовик на электрической тяге GINAF Dura Truck E2121 на базе шасси Mercedes-Benz Antos 1833L «радует» следующими характеристиками: грузоподъемность — 10 тонн, дальность пути на одном заряде — 150 км.

Аккумуляторные батареи электротрака полностью перезаряжаются за ночь. Предусмотрена также установка термокузова, рефрижератор которого питается от электротрансмиссии.

GINAF Dura Truck У2121/Фото: touringcarteam-marcel.nl
GINAF Dura Truck У2121/Фото: touringcarteam-marcel.nl

Правда, хотя бы приблизительные сроки выхода своей разработки на рынок нидерландский производитель пока не называет.

«КамАЗ»

Вслед за электробусом наш «КамАЗ» также взялся за разработку собственного электрогрузовика. По крайней мере, компания уже заключила соглашение с Cummins Inc. (США), специализирующейся на создании двигателей, а с недавнего времени — и электротрансмиссий, о поставке для камского автопроизводителя прототипов полностью электрической трансмиссии для грузовиков средней тоннажности и прототипов гибридной трансмиссии для тяжелых траков.

КамАЗ/Фото: kamaz.ru
КамАЗ/Фото: kamaz.ru

Правда, когда вокруг этих трансмиссий начнут «лепить» собственно сами грузовики, пока неизвестно. О точной дате выхода отечественного электрокара на рынок речи, естественно, тоже не идет.

«МАЗ»

Наши восточные соседи, кстати, тоже решили освоить новую технологию. Так, к концу 2019-го года местный научно-инжиниринговый центр (НИЦ) «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин» намерен представить модель легкового автомобиля. Затем специалисты обещают в сотрудничестве с Минским автомобильным заводом перейти к созданию электрического грузового автомобиля.

Вот только «показания» представителей НИЦ и МАЗа по этому поводу «несколько» разнятся. С одной стороны, начальник Центра Александр Белевич уверяет, что проект по созданию грузового электромобиля уже разрабатывается.

А с другой — заместитель главного конструктора МАЗа Николай Лакотко говорит о том, что электрический привод актуален для малотоннажных грузовиков, работающих в городе, и что для своих магистральных тягачей предприятие намерено использовать другую экологичную технологию — двигатели на природном газе (метане).

Назад в прошлое

Хотя большинство автопроизводителей обещают выпустить свои электротраки на рынок уже в 2019-м году, сказать, когда они появятся на наших дорогах, пока трудно.

Во-первых, еще неизвестно, насколько успешно они пройдут «обкатку» в европейских странах и не обнаружится ли во время испытаний что-то такое, что отсрочит запуск массового производства электрических грузовиков. Это как бета-тестирование в программировании: все теоретические недочеты устранили на начальном этапе, осталось проверить, что еще «вылезет» на практике.

Во-вторых, если в Западной Европе с количеством зарядных станций все более или менее нормально, то в нашей стране все ровным счетом наоборот. Так, общее количество электрозаправок в России насчитывает всего несколько сотен, большая часть которых расположена в Москве и Санкт-Петербурге. Еще на федеральных трассах, таких как М-4 «Дон» и М-11 «Москва-Санкт-Петербург», в ближайшие годы планируют развернуть сеть зарядных станций. А вот что говорить про «зауралье», где даже для традиционного автомобиля инфраструктура заправок не очень-то развита?..

И наконец, насколько вообще целесообразной будет покупка электрогрузовика в стране, где средний возраст грузового автопарка превышает 19 лет?

Стоимость нового магистрального «КамАЗа-54901» начинается от 60 тыс. долларов США, цена Tesla Semi — от 150 тыс. долларов США. И пусть Илон Маск обещает, что его грузовик дает 20-процентную экономию на «топливе», еще непонятно, как скоро эта экономия даст о себе знать, окупив приобретение дорогостоящего автомобиля, и не пойдут ли сэкономленные средства целиком на замену не менее ценных запчастей электротрака…