Рай земной, Абрамцево

707 full reads
1k story viewsUnique page visitors
707 read the story to the endThat's 68% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Я хочу сюда вернуться! Это первое, что я подумала после окончания экскурсии по этому чудесному месту. Два часа на Абрамцево, это очень мало. Но, к сожалению, больше времени у нас не было.

Абрамцево было одной из тех точек на карте России, которые я поставила для себя много лет назад. Но всё не складывалось. Казалось, ещё успею, это ведь рядом. Мне не хватало решимости собраться и поехать, находились другие маршруты, появлялись неотложные дела и Абрамцево откладывалось «на потом».

У входа в музей. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть больше


Но в этот раз всё сложилось.
Утро. Абрамцево. И наш гид,
Любовь Ивановна Бессонова, руководитель отдела развития музея.

«Раем земным» называл Аксаков свое любимое Абрамцево.
И так писал:

«Вот, наконец, за все терпенье
Судьба вознаградила нас:
Мы, наконец, нашли именье
По вкусу нашему, как раз.
Прекрасно местоположенье,
Гора над быстрою рекой,
Заслонено от глаз селенье
Зеленой рощею густой.
Там есть и парк, и пропасть тени,
И всякой множество воды;
Там пруд — не лужа по колени,
И дом годится хоть куды.»

«Дом с мезонином». Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть больше


Это место, к которому невозможно остаться равнодушным. Все знают, что Абрамцево на протяжении XIX века было средоточием талантов, одним из центров культурной жизни России. Здесь читал второй том «Мёртвых душ» Гоголь, пел Шаляпин, здесь Серов написал «Девочку с персиками», а Васнецов свою «Алёнушку».

Но про историю Абрамцево, про знаменитых его хозяев, Сергея Тимофеевича Аксакова и Савву Ивановича Мамонтова, я вам подробно рассказывать не буду, в интернете и без меня полно информации. Я поделюсь только своими впечатлениями.

Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть больше


При входе на территорию, слева, мы видим огромный дуб, за ним каменный корпус, построенный уже в советское время. Черешчатый дуб - одна из достопримечательностей Абрамцева. Ему почти 300 лет.
Этот дуб представлял Россию на международном европейском конкурсе «Деревья - памятники природы» и занял второе место.

Но главное внимание привлекает старый деревянный дом, его называют «дом с мезонином». Ему почти 250 лет, это одна из самых старых деревянных усадеб в России.

Вот так выглядит «дом с мезонином» сейчас. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть больше


Примечательно, что этот дом находится в первозданном виде, его не раскатывали, не проводили масштабного капитального ремонта. Конечно, его надстраивали, реставрировали, но никогда не разбирали, как большинство подобных домов.

В доме осталось много оригинальных предметов мебели и вещей XIX века. Часть экспозиции дополнена вещами, которые соответствуют тому времени, но не принадлежали этому дому. А некоторые предметы через долгое время вернулись в этот дом, они были подарены музею или выкуплены у частных коллекционеров.

Кабинет Саввы Мамонтова. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть больше


Восстановлены кабинеты Аксакова и Мамонтова, гостиная и столовая. А в комнате Веры Мамонтовой можно увидеть большой ключ, который она всегда носила с собой. И даже «кушетка Гоголя» стоит на своём месте.

Столовая и тот самый стол, за которым сидела «Девочка с персиками». И скатерть с автографами, гости мелом оставляли автограф, а Вера Мамонтова с дочерями потом этот автограф вышивали шёлком.

В столовой усадьбы Серов писал «Девочку с персиками»; сейчас здесь находится копия картины. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть больше


Но самое большое впечатление на меня произвели изразцы работы Врубеля. Поистине, этот человек обладал неукротимой фантазией. Странные формы и сказочные создания, чудные цветы и узоры. Врубель скончался в клинике для душевнобольных и Савва Мамонтов очень переживал из-за кончины друга.

Печь в прихожей, изразцы Врубеля. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть больше


Виктор Васнецов создал в Абрамцево не только картины, если пройти по аллее от дома с мезонином к церкви, вы увидите «Избушку на курьих ножках». Удивительно, что она тоже сохранилась в первозданном виде с тех самых времён. Строился этот домик бабы Яги для развлечения абрамцевских детей, но теперь это произведение искусства.

«Избушка на курьих ножках» (по проекту В. М. Васнецова, 1883). Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть больше


Бабы Яги в избушке мы не нашли, зато рядом обнаружили Каменную бабу. Её, вместе с её подругой, Савва Мамонтов привёз с одного из курганов в Харьковской губернии.

Вокруг лес, внизу журчит речушка Вора. Но нам не удалось спуститься к прудам и к речке, время поджимало. Поэтому мы отправились прямиком в церковь Спаса Нерукотворного.

Церковь Спаса Нерукотворного (по проекту В. М. Васнецова, при участии В. Д. Поленова, 1881–1882. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть больше


Построена она по проекту Васнецова, внутри резной иконостас, иконы для которого писали: «Спаса Нерукотворного» справа — Репин, «Благовещенье» на вратах — Поленов, а «Богоматерь с младенцем» слева — Васнецов. Над вратами, в маленьком «кокошнике» икона «Тайная вечеря».

Справа, под окном нетрадиционная икона работы Поленова «Ярославские князья» и барельеф из песчаника — подарок скульптора Марка Антокольского.
Камин для церкви создал Врубель, а каменная резьба внутри храма — дело рук самого Саввы Мамонтова. Паникадило по проекту Поленова.

Иконостас. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть больше


Интересно, что, когда в церкви в храмовый праздник проходит вечерняя служба, лучик солнца падает на лик Христа на иконе Репина и икона начинает светиться.

После этой церкви хочется молча идти, чтобы не расплескать тот восторг и радость в душе. До сих пор, возвращаясь в мыслях к Абрамцеву, я чувствую эту радость.


Очень многое ускользнуло от моего внимания. Два часа для Абрамцева, это очень мало. Я бы приехала сюда на весь день, чтобы не торопясь осмотреть всю усадьбу и зайти в каменный корпус, где располагается выставка художников ХХ века.
И, наверное, я так и сделаю.