«CFM LEAP» - тот самый двигатель, из-за которого падают Боинги 737 Max

18 April 2019
425 full reads
2,5 min.
505 story viewsUnique page visitors
425 read the story to the endThat's 84% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Недавние катастрофы самолетов Боинг в Индонезии и Эфиопии являются прекрасным примером того, как ради прибыли авиастроители приносят в жертву требования безопасности, что приводит к катастрофам и гибели людей. Невольным виновником проблем с безопасностью самолетов Boeing стал двигатель «CFM LEAP», пожалуй самый коммерчески успешный авиационный двигателей последних десятилетий.

«CFM LEAP» это результат работы совместного предприятия между американской компанией General Electric и французской Safran (это те самые французы, которые вместе с НПО «Сатурн» делают двигатели для самолета Сухой Суперджет). Двигатель «CFM LEAP» стал настоящим хитом продаж – с момента запуска в 2013 и до 2018 года объем заказов на него превысил 206 млрд долларов в каталожных ценах.

Секрет успеха в 15% экономии топлива по сравнению с любыми конкурентами – для авиакомпаний это дает огромное преимущество в отрасли, которая страдает от высоких затрат. Более того, новый двигатель без проблем устанавливался на старую модель самолета Airbus А320, и не было необходимости посылать пилотов проходить дорогостоящее переобучение.

Когда компания Airbus представила своим клиентам концепцию самолета А320neo с новым двигателем «CFM LEAP», предзаказы побили рекорд – в 2011 году было заказано 1,226 самолетов А320neo и всего 150 его прямого конкурента Боинг 737.

Очевидно, что американская компания не могла смириться с потерей рынка среднемагистральных самолетов, а конкурента у двигателя «CFM LEAP» на рынке не было. Тогда Боинг решил установить этот двигатель на свою модель 737. Но была одна проблема – новый двигатель был чуть больше, чем его предшественники и под крыло Боинга не помещался.

Вот здесь руководства Боинга и решило немного нарушить правила, несмотря на угрозу безопасности и поставило вперед своими инженерами задачу, во что бы то ни стало найти способ поставить новый двигатель на свои самолеты. Решение было найдено – двигатели были вынесены вперед и вверх, тем самым сместив центр тяжести самолета.

На фото Боинг 737 MAX видно, как высоко установлены двигатели относительно крыла
На фото Боинг 737 MAX видно, как высоко установлены двигатели относительно крыла
На фото Боинг 737 MAX видно, как высоко установлены двигатели относительно крыла
Сравните с Airbus A330neo
Сравните с Airbus A330neo
Сравните с Airbus A330neo

Онако более мощный двигатель вместе с изменением центра тяжести привел к тому, что на полной тяге нос самолета задирался вверх, что, в свою очередь, резко увеличивало риск сваливания. Для борьбы с этой проблемой на новый Боинг 737 MAX установили систему MCAS - Maneuvering Characteristics Augmentation System (Улучшение характеристик системы маневрирования). Эта система автоматически опускает нос самолета, если датчики фиксируют опасный угол атаки.

Причиной катастроф самолета Боинг 737 MAX в Индонезии и Эфиопии стала именно система MCAS, которая опускала нос самолета, а пилоты не знали, как с этой проблемой справиться. Пилоты просто не проходили необходимого обучения по управлению новым самолетом, ведь именно это было одной из причин успеха модели А320 neo и в американской компании ни в чем не хотели отставить от конкурента.

Печальным итогом этого удивительного примера беспечности и жадности стали многочисленные человеческие жертвы, удар по репутации Боинга и запрет на полеты для всех самолетов модели 737 MAX. При этом Боинг продолжает выпуск этой модели – до 50 новых самолетов выкатывают из сборочного цеха компании каждый месяц.