Как я съездил в Среднеуральский монастырь, где живет схимонах Сергий

28 September 2020
30k full reads
6 min.
40k story viewsUnique page visitors
30k read the story to the endThat's 76% of the total page views
6 minutes — average reading time
Схимонах Сергий
Схимонах Сергий

Моя поездка пришлась на 27 сентября в праздник Воздвижение Креста Господня. Я специально выбрал этот день, дабы увидеть как можно больше людей. Ездил я не один, а с другом. Личного автомобиля у нас нет, поэтому ехали на автобусе.

Монастырь расположен в 25 км от центра Екатеринбурга. Автобус ездит туда только один и в определенное время, поэтому мы приехали в монастырь только в полдень, когда основная служба уже закончилась.

Опального и известного на всю Россию схимонаха Сергия не встретили, но это не было целью поездки. Я хотел просто посмотреть монастырь как посторонний наблюдатель, пообщаться с людьми. Да и пообщаться с Сергием мне бы не удалось, так как я новое лицо для монастыря, и на интересующие меня вопросы он бы не ответил.

Красоты монастыря
Красоты монастыря

Как нас встретили в монастыре

После выхода из автобуса мы прошли 500 метров и увидели шлагбаум с будкой. Там находился здоровый бородатый мужчина с грозным лицом. Он не представился и остановил нас, расспрашивал о цели нашего пребывания, хотел узнать кто мы такие, сказал, что монастырь - частная территория, и там делать нечего обычным людям и журналистам.

Монастырь явно не расположен к туристам и любителям поглазеть. Мужчина сразу понял, что мы новенькие, видимо он всех знает в лицо. Но мы договорились, что всё будет нормально, мы просто пришли "помолиться" и посмотреть красоты монастыря. Он сообщил своему товарищу по рации, что сейчас к нему подойдут два человека, и предупредил, что фотографировать и снимать видео в монастыре нельзя.

Оказалось, что монастырь имеет два контрольных пункта входа: в примонастырскую территорию и в сам монастырь. Мы прошли 300 метров по дороге до второго контрольного пункта. Я запечатлел обстановку: длиннющий забор, ограждающий монастырь, с другой стороны лес и вагон поезда. Видимо там проживают работники.

Забор монастыря
Забор монастыря

Подойдя к высоченным монастырским вратам с российскими гербами на крыше, нас остановил второй "сторож" по имени Сергей. Нет. Это не монах Сергий. Этого Сергея можно увидеть в фильме Собчак про Среднеуральский монастырь.

Сергей в фильме Собчак
Сергей в фильме Собчак

Как я узнал далее, именно из-за шумихи после фильма Собчак в монастыре с большим подозрениям относятся к новым лицам. Я спросил Сергея: к чему такие проверки? Говорит, что недавно парня с портфелем полиция увезла, поэтому проверяют всех новеньких. Мы тоже были с портфелями. По логике Сергея мы могли пойти на провокацию, ибо у нас есть портфели. Мы сказали, что всё будет нормально, и он отпустил нас.

Что я увидел в монастыре

Монастырь оказался большим, богатым и красивым. В нем приятно находиться.

Его основали в 2005 году, а на его территории уже четыре каменных храма с разнообразными куполами, высокая колокольня, еще одно строящееся здание и жилые корпуса, не считая памятников разной величины и мест отдыха. Всё из камня. Деревянными были только монашеские скиты, их там штук 10. И это не просто землянки, а полноценные срубы, иногда двухэтажные.

Ворота с обратной стороны
Ворота с обратной стороны
Скиты
Скиты
Незаконченные Благовещенский храм и Колокольня
Незаконченные Благовещенский храм и Колокольня

Ниже на фотографии справа от колокольни еще одно незаконченное здание, выглядит как что-то административное.

Храмовый комплекс
Храмовый комплекс

Так оно выглядит в близи на фотографии ниже. Перед зданием золотые купола и бетонные плиты. Откуда такие средства у монастыря? Непонятно. Фотографии я делал уже ближе к 15:00, когда многие люди покинули монастырь. На площади перед колокольней и храмом было порядка 5 дорогущих машин, после них приезжали люди тоже на крутых иномарках: Porsche Cayenne, BMW X5 и другие. Сами монахини тоже катаются на мерсе микроавтобусе, похоже на Mercedes-Benz Sprinter Tourer.

Золотые купола
Золотые купола

Справа от колокольни стоит здание, где проживают монахини и послушницы.

Женское общежитие
Женское общежитие

С обратной стороны расположены сами храмы. Мы были во всех. Ничего примечательного в них нет, за исключением одного. В Церкви иконы Спорительница хлебов, главного храма монастыря, есть две иконы Богородицы со Христом. Иконы украшены драгоценностями, кольцами, золотыми крестиками и крестами, даже есть спортивные медали разного уровня: от мировых до олимпийских. Олимпийскую повесил хоккеист нашей сборной Павел Дацюк.

В этом храме сама церковь расположена на третьем этаже.

Церковь иконы Спорительница хлебов
Церковь иконы Спорительница хлебов

Рядом с ним красуется "меч покаяния", где изображены русские правители с Николаем 2 в центре. Довольно странный объект.

Меч покаяния
Меч покаяния

В Казанском храме церковь расположена на втором этаже, а на первом трапезная. Справа от него общая трапезная, где можно бесплатно поесть.

Казанский храм и трапезная
Казанский храм и трапезная

За храмом в лесу стоят скиты. Нас туда не пустили. Некий парень, лет 20-25, сказал, что там делать нечего, мол не надо тревожить монахов. Я спросил у него в вежливой форме, кто он вообще такой. Оказалось, он живет в монастыре 3 месяца, на шее имеет татуировку в виде птицы, неопрятный. Я стал его расспрашивать где что находится, как называется колокольня, в честь кого тот или иной храм. Он ничего не знает. Странно.

Напротив Казанской церкви стоит железная статуя Иисуса Христа, ноги которой целуют верующие, когда проходят мимо. Бюст Николая 2 с надписью о покаянии, и большой каменный стенд с иконой Богородица Спорительница хлебов.

Под бюстом: "Быть может для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия!" Государь император Николай 2".
Под бюстом: "Быть может для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия!" Государь император Николай 2".
Икона внутри киота
Икона внутри киота

За этими памятниками дети играют на детской площадке. Бегают, радуются, иногда капризничают. Всё так же, как и на любой другой детской площадке. Помимо детей были девочки-подростки. Не сказать, что они какие-то зашуганные. Обычные дети, веселые и радостные.

Детская площадка
Детская площадка

Слева от Казанского храма дорога ведет к Церкви Святой Троицы, более богатой и красивой постройке. Церковь разделена на два этажа: верхний посвящен Троице, нижний - царской семье. Рядом с храмом стоит высокий крест на большом постаменте. Я почему-то забыл его сфотографировать.

Под крестом металлический барельеф царской семьи. Схимонах Сергий культивирует семью Романовых, поэтому помимо Богородицы по всему монастырю очень много икон и изображений царской семьи.

Барельеф царской семьи и Святотроицкая церковь
Барельеф царской семьи и Святотроицкая церковь

Наиболее мрачным на территории монастыря было кладбище, где захоронен не только клир, но и миряне. Очень много могил молодежи. О кладбище я напишу отдельную статью.

Кладбище
Кладбище

Внешне монастырь мне понравилось. Всё ухожено, красиво, цветочно, свежо, аккуратно. Много красивых лавочек, деревьев, зелени, повсюду цветочные сады и ухоженные тропинки. Особенно понравились декоративные прялки, которых я насчитал где-то 3 штуки по всему монастырю.

Прялка
Прялка

Я не видел каких-то психопатов или умалишенных людей. Там было много состоятельных людей и семей. Видно, что это не отщепенцы. С некоторыми мне удалось поговорить. Один мужчина был работником крупной российской компании. Он приехал в монастырь из другого региона за юридической и духовной помощью. Оказывается, в монастыре помогают тем, кто не согласен с ограничительной политикой государства в условиях карантина. Из-за того, что он отказался надевать маску на работе, его решили уволить.

Бомжей в монастыре почти не было. Я увидел только одного. Даже сложно сказать, был ли он действительно бомжом. Зато много людей в форме, типа "воины Сергия". Они одеты в милитаристскую или охотничью одежду, внешне крупные. Сложно сказать, что это были рабочие.

Посещая такие места, понимаешь, что "маргинальные" идеи могут разделять не просто люмпены, которые ничего не добились в жизни, но и зажиточные люди. Это состоятельные семьи, ребята на дорогих машинах, способные возводить высоченные религиозные постройки. Православие бывает разным.

Как я съездил в Среднеуральский монастырь, где живет схимонах Сергий