Христиане верят, что после смерти они попадут либо в рай, либо в ад. Казалось бы, иудеи тоже должны придерживаться данного учения, ведь они, как и христиане, опираются на текст Ветхого Завета. Однако их представление о загробной жизни не всегда совпадает с христианским. Почему так происходит и каков загробный мир в иудаизме?
В разное время иудеи верили в разные концепции загробной жизни. Даже сегодня их существует несколько.
Начнем с Библии.
Библия и шеол
Взгляд древних евреев на загробную жизнь заключался в том, что все люди, евреи и неевреи, отправляются в преисподнюю под названием "шеол". Это глубокое и темное место, в котором обитают духи - рафаимы.
С рафаимами можно общаться с помощью колдунов и ведьм, однако Тора запрещает это делать:
Мужчину или женщину, которые будут вызывать умерших или чародействовать среди вас, нужно предать смерти. (Левит 20:27)
Учение о шеоле совпадало с верованиями соседних народов - греков и вавилонян. Но после ассиро-вавилонских завоеваний израильских земель иудейское учение о загробном мире изменилось под влиянием зороастризма и новых интерпретаций Библии.
Конец света и воскресение
Ко 2 веку до н.э. в иудаизме формируется идея о воскрешении всех мертвых в конце времен. Учение о всеобщем воскресении появляется как новая интерпретация стиха из Первой книги Царств и под влиянием теологии пророка Иезекииля:
Господь умерщвляет и оживляет; низводит в мир мертвых и выводит из него. (1 Царств 2:6)
Так говорит этим костям Владыка Господь: Я пошлю в вас дыхание, и вы оживете. Я прилажу к вам сухожилия, наращу на вас плоть и покрою кожей; Я вложу в вас дыхание, и вы оживете. Тогда вы узнаете, что Я — Господь. (Иезекииль 37:5-6)
Идея мученичества и вечной жизни
Дополнительно к идее всеобщего воскресения в иудаизме 2 века до н.э. во времена восстаний Маккавеев появилась идея мученичества. Бог выбирает еврейского героя (мессии), который умрет за святое имя Господа во благо еврейского народа.
В Книге пророка Даниила, которая написана во время маккавейского восстания, сказано, что часть людей воскреснут для вечной жизни, остальные же будут презираемы:
Многие из спящих в прахе земли проснутся: одни для вечной жизни, другие — на позор и вечное отвращение. (Даниил 12:2)
Саддукеи вне мейнстрима
Не все иудейские группы соглашались с учением пророков Даниила и Иезекииля. Римско-иудейский историк 1 века Иосиф Флавий пишет, что иудейские теологи спорили о проблеме загробной жизни. Особое место занимали саддукеи, которые были главным священническим сословием, контролирующим Иерусалимский храм. Они не верили в загробную жизнь и воскресение мертвых. Их противники - фарисеи (знатоки закона), как раз были продолжателями поздней пророческой традиции о загробной жизни и всеобщем воскресении.
После разрушения Храма в 70 году н.э. учение саддукеев было утрачено, господствовать стали фарисеи, из которых появился раввинистический иудаизм, известный сегодня во всем мире.
Так, в трактате Мишны (древнеиудейский юридический сборник) Сангедрин (Синедрион) сказано:
Люди, которые не получат долю в Грядущем мире, даже если они исполнили множество заповедей: это те, кто отрицает воскресение мертвых, описанное в Торе, и те, кто говорит, что Тора не исходит с Небес. (Сангедрин 10:1)
Ад и рай
Во времена составления Мишны (с маккавейской эпохи до 2 века н.э.) появляется идея о рае и аде. Рай - это Эдемский сад. Ад - Геенна огненная.
В 1 веке христианство отделяется от раввинистического иудаизма, поэтому теперь христиане верят в ад и рай.
Взгляды раввинистического иудаизма подробнее изложены в Талмуде, который редактируется в 5 веке. Там сказано, что все грешники отправляются в Геенну (огненное место), где их пребывание будет временным. После очищения от грехов они возносятся на небеса.
Однако не все грешники спасутся. Самые нечестивые будут сожжены и отправлены в небытие:
Мятежные евреи, согрешившие телом, а также мятежные люди из народов мира, согрешившие телом, спускаются в Геенну и подвергаются там двенадцатимесячному суду. По истечении двенадцати месяцев их тела уничтожаются, души сжигаются, и ветер развеивает их под подошвами ног праведников, как сказано: "И будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под подошвами ног ваших". (Рош Хашана 17a).
В Вавилонском Талмуде (Барахот 17а) рай описывается как место, где нет еды, питья, продолжения рода, торговли, ничего того, чем наполнена повседневная жизнь людей в этом мире. Там лишь праведники сидят с коронами на голове и наслаждаются сиянием божественного присутствия.
Влияние античной философии
В Средние века иудаизм, как и христианство, подпадает под влияние античной философии (платонизм и аристотелизм). Иудейские теологи начинают описывать загробный мир с помощью античных терминов.
Раввин Саадия Гаон (9-10 век) описывает душу человека после смерти как эманацию божества, которая освобождена от тела и витает с остальными душами. Это явное влияние платонизма. После прихода мессии Бог будет судить души. Праведники воссоединяться со своими телами и будут жить вечно в Грядущем мире, нечестивцы же отравятся в шеол.
Иудейский теолог Моше бен Маймонид (Рамбам) жил 12 веке. Он оказал влияние в том числе на христианскую философию и является столпом иудейской мысли. Сопоставим по своему значению с Фомой Аквинским для католицизма. Маймонид был последователем аристотелевской философии.
Он учил, что после воскресения мертвых все снова умрут, но участь после смерти будет зависеть от праведности каждого человека. Грядущий мир наполнится праведниками, которые примкнут к божественному разуму, грешников ждет небытие.
Каббала и реинкарнация
Параллельно с рационалистической традицией Маймонида в иудаизме процветает мистическое направление - каббала. В ней появляется мысль о реинкарнации - переселении душ. Теолог Нахманид (13 век) допускал реинкарнацию.
Он учил, что после смерти наступает суд. Праведники отправляются в Эдемский сад (место, где души готовятся к Грядущему миру), а нечестивцы отправляются в Геенну (место с огненными мучениями). Самые плохие люди будут вечно терпеть адские муки, остальные же будут мучаться, пока не очистятся от грехов. В конце времен обитатели Эдема соединяться с телами и перейдут в Грядущий мир, который представляет собой два мира: место с низшими душами, которые нуждаются в пропитании; и мир с душами, которые будут существовать как ангелы.
Другой мистический теолог Моше де Леон (13 век) в своей книге "Зоар" описывает три типа души каждого человека. Первый тип души человека - нефиш, остается вокруг тела умершего в течение нескольких дней, прежде чем перевоплотиться в другое тело. Второй тип - руах, после смерти некоторое время мучается в Геенне. Третий тип - нешама, полностью божественная и абсолютно добрая часть души, которая отправляется после смерти в Богу в Эдем.
Вышеописанные концепции являются наиболее проработанными в иудаизме. Однако не все иудеи придерживаются их. Некоторые верят в ад и рай, но не так, как об этом писали средневековые учителя. В этом они похожи на современных христиан. Некоторые иудеи не верят в загробный мир, продолжая саддукейскую традицию.
Какой загробный мир, на ваш взгляд, является самым интересным? Напишите в комментариях о своих впечатлениях. Также не забудьте поставить лайк, если понравилась статья.