Кто в РПЦ выступал против канонизации царской семьи

24k full reads
27k story viewsUnique page visitors
24k read the story to the endThat's 90% of the total page views
2 minutes — average reading time

Сегодня почти в каждом православном храме можно увидеть икону (экс)царской семьи Романовых, их русская церковь сделала святыми страстотерпцами. Однако не все иерархи церкви одобряли это решение. Кто был против канонизации Романовых?

Кто в РПЦ выступал против канонизации царской семьи

Николая II и его семью впервые канонизировала как мучеников Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ) в 1981 году.

В 2000 году уже РПЦ канонизировала Николая II с его семьей как страстотерпцев. Канонизация произошла не просто так, Московский патриархат желал воссоединения с РПЦЗ, поэтому пришлось сделать семью Романовых святыми. Однако не все одобряли решение церкви. Какие доводы они приводили?

Кто в РПЦ выступал против канонизации царской семьи

Аргументы против

1. Историк Дмитрий Поспеловский приводит цитату русского журналиста Михаила Лемке, который писал в своем дневнике о Николае II следующее:

Так, реакцией царя на сообщение в Ставке в 1916 г. о громадных потерях было:
— Ну, что значит «громадные» ... ?
— Около 50%, Ваше величество ... в том числе масса достойных офицеров.
— Э-э-э, Михаил Васильевич, такие ли еще погибали, обойдемся с другими, еще хватит.

Также Поспеловский говорит, что "сам Николай II нанес колоссальный удар по народной вере в царя и сакральность монархии Кровавым воскресением и вообще жестокостью в подавлении революции" (Вестник русского христианского движения, 1997 год).

Дмитрий Поспеловский
Дмитрий Поспеловский

2. Нижегородский митрополит Николай не подписывал документ о канонизации Николая II, потому что считал его изменником. Царь должен до конца жизни быть царем, ибо он был помазан на царство в церкви.

3. Но наиболее подробную критику приводил русский богослов Алексей Ильич Осипов. Он говорит, что при Николае II Русская церковь находилась в униженном состоянии, так как все религиозные организации могли свободно избирать для себя лидеров, проводить соборы. РПЦ лишь после свержения монархии смогла провести поместный собор и назначить себе патриарха.

Осипов задается вопросом: почему в таком случае не канонизировали Александра II и Павла I? Ведь их тоже убили. Павла I принуждали отречься от престола, он не отрекся (в отличие от Николая II) и его убили. Александр II умер мучительной смертью.

В "Материалах к канонизации Николая II и его семьи" говорится, что для бывшего царя перед его смертью Библия не была основной книгой. Он читал светскую литературу: Дюма, Чехов, Лев Толстой. То есть царь жил как обычный светский человек. Возникает вопрос: в чем святость и страстотерпство? Николай II был убит также, как и миллионы других людей в период революции.

Осипов говорит, что святые, которые были современниками царя, ни разу не говорили о его святости и благочестии, таковыми были патриарх Тихон, митрополиты Вениамин, Пётр Крутицкий, Серафим Чичагов, Фаддей, архиепископ Иларион Троицкий.

Кто в РПЦ выступал против канонизации царской семьи

Что думаете Вы? Были ли основания причислять Романовых к лику святых?

Кто в РПЦ выступал против канонизации царской семьи