"Мария. Спасти Москву". На каких мифах основан православный псевдоисторический фильм

2,7k full reads
3,3k story viewsUnique page visitors
2,7k read the story to the endThat's 82% of the total page views
2 minutes — average reading time
"Мария. Спасти Москву". На каких мифах основан православный псевдоисторический фильм

Пересмотр подвига советских солдат в Великой Отечественной войне и заигрывание с православной церковью является лейтмотивом современного государственного кинематографа. После фильма "Зоя", в котором знаменитую комсомолку Зою Космодемьянскую представили как религиозную святую, боровшуюся за булочку с трамвайчиком, российские зрители еще не успели оправиться от антиисторического бреда и беспредела Министерства культуры РФ. Но не прошло и года как Минкульт решил влить деньги граждан России в новый псевдоисторический проект с православной повесткой.

"Мария. Спасти Москву" - фильм режиссера Веры Сторожевой, который выйдет в прокат 2 декабря 2021 года. Пока что вышел трейлер фильма. В трейлере показано, как накануне Битвы за Москву разведчицу Марию Петрову посылают на оккупированную территорию в Торхово, чтобы она вывезла чудотворную Тихвинскую икону Богородицы в Москву.

Перед заданием Мария общается с Матроной Московской, из разговора с которой становится ясно, что Мария в Бога не верит. Но под конец трейлера она уже выступает с пламенными православными молитвами: "Пресвятая дева, мать Господа Бога нашего, дай нам покров и защиту в жизни, будь заступницей нашей". Так в трейлере показали арку главного героя: сначала она была атеисткой, но затем уверовала в Бога. И все это на фоне Великой Отечественной войны. Мол, без веры в Бога не было бы победы.

Мария держит в руках Тихвинскую иконы Божией Матери.
Мария держит в руках Тихвинскую иконы Божией Матери.
Мария держит в руках Тихвинскую иконы Божией Матери.

В этом фильме переплелись сразу два православных мифа, которые посвящены временам Второй мировой войны.

Первый - это миф о беседе Матроны Московской и Сталина. Согласно этому мифу, Матрона Московская накануне Битвы за Москву сказала Сталину, что необходимо вернуть Тихвинскую икону, иначе победы не будет. На самом деле никакой беседы не было, миф придумала писательница Зинаида Жданова. Более того, в выдумке Зинаиды Ждановой нет речи о том, что Матрона сказала привезти икону в Москву. То есть в фильме подан миф в мифе.

Второй - это миф об облете Тихвинской иконы над Москвой. Параллельно с этим мифом существует миф об облете Казанской иконы Божией Матери над Москвой. Историк Петр Паламарчук в книге "Сорок Сороков" упоминает легенду об облете списка Тихвинской иконы над Москвой в 1941 году во время бомбардировок столицы. Православный писатель Сергей Фомин также упоминает эту легенду в статье "Война, Церковь, Сталин и митрополит Илия". Однако никаких источников о данном облете нет. Легенда является такой же выдумкой.

Вся комичность и глупость ситуации в том, что два этих мифа говорят совершенно о разных иконах. В 1 мифе идет речь о Тихвинской иконе, которая является очень старой, а во 2 мифе - о списке Тихвинской иконы, который находился во время войны в московском Тихвинском храме.

В фильме же идет речь именно о Тихвинской иконе, а не ее копии. Но в действительности Тихвинскую икону никто не вывозил из Торхово в Москву. В 41 году она находилась сначала в оккупированном городе Тихвине, затем немцы перевезли ее в Псков, там ее хранили 2 года, в 44 году икону перевезли в Ригу. Лишь в 2004 году ее вернули в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь.

Тихвинская икона и список Тихвинской иконы.
Тихвинская икона и список Тихвинской иконы.
Тихвинская икона и список Тихвинской иконы.

Таким образом, сюжет фильма не просто антиисторичен, но также содержит явные киноляпы. Не удивлюсь, если в ближайшее время по телевидению начнут рекламировать фильм как "основанный на исторической правде". Подобную рекламу делали для бездарных и откровенно ложных фильмов "На Париж", "Союз Спасения", "Т-34", "Зоя", "Чернобыль" и многих других.