Почему ангелов рисуют с крыльями

30 July 2020
649 full reads
2 min.
915 story viewsUnique page visitors
649 read the story to the endThat's 71% of the total page views
2 minutes — average reading time

В христианской культуре ангелы - это бестелесные существа, которые служат Богу и помогают людям. С греческого языка слово "ангел" переводится как "вестник". Их представляют как антропоморфных существ с птичьими крыльями на спине. Но откуда появился этот образ?

Слева "Песня ангелов" Уильяма-Адольфа Бугро; справа "Архангел Михаил" Луки Джордано
Слева "Песня ангелов" Уильяма-Адольфа Бугро; справа "Архангел Михаил" Луки Джордано
Слева "Песня ангелов" Уильяма-Адольфа Бугро; справа "Архангел Михаил" Луки Джордано

Если обратиться к Евангелию от Марка, то там дается образ ангела без крыльев при описании сюжета, когда жены-мироносицы подошли к гробу Иисуса Христа:

"Войдя в гробницу, они увидели, что справа сидит юноша в белом одеянии, и перепугались." Мк 16:5

В Ветхом Завете говорится о серафимах и херувимах в образе огненных многокрылых змеев. Но в христианском искусстве их стали изображать антропоморфными, как и остальных ангелов.

Ангелы разных чинов, двукрылые, шестикрылые, на новгородской иконе 15 века "Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных"
Ангелы разных чинов, двукрылые, шестикрылые, на новгородской иконе 15 века "Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных"
Ангелы разных чинов, двукрылые, шестикрылые, на новгородской иконе 15 века "Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных"

В раннем христианстве даже придумали ангельскую иерархию, куда вписали всех слуг Бога. Туда вошли херувимы, серафимы, ангелы, архангелы, престолы, власти и другие чины. Богословы предлагали разное количество ангельских чинов. Важно, что всех их стали считать именно ангелами, хотя это не совсем корректно.

В Библии нет описания ангелов такими, какими мы их знаем. Изображать ангелов юношами или детьми с крыльями на спине стали благодаря влиянию античной языческой традиции, ведь самые ранние изображения ангелов были без крыльев.

Самое раннее изображение ангела в христианском искусстве. Это архангел Гавриил без крыльев. Сюжет "Благовещение Пресвятой Богородицы" . Катакомбы Присциллы, середина 3 века.
Самое раннее изображение ангела в христианском искусстве. Это архангел Гавриил без крыльев. Сюжет "Благовещение Пресвятой Богородицы" . Катакомбы Присциллы, середина 3 века.
Самое раннее изображение ангела в христианском искусстве. Это архангел Гавриил без крыльев. Сюжет "Благовещение Пресвятой Богородицы" . Катакомбы Присциллы, середина 3 века.

После установления главенства христианстве в Римской Империи изменяется образ ангелов, их начинают изображать с крыльями. Само по себе изображение Христа, ангелов и святых зависело от имеющихся жанров в искусстве, на которое влияло греко-римское язычество.

Есть вероятность, что крылатость ангелов обусловлена вышедшими в 4 веке работами богословов, где были предложены ангельские иерархии. Представление о серафимах и херувимах как крылатых существах уже было, но художники брали вдохновение именно из языческого античного искусства.

Слева барельеф богини Виктории, 1 век н.э.; справа скульптура Ники Самофракийской, 200-190 до н. э. Прообраз христианских ангелов.
Слева барельеф богини Виктории, 1 век н.э.; справа скульптура Ники Самофракийской, 200-190 до н. э. Прообраз христианских ангелов.
Слева барельеф богини Виктории, 1 век н.э.; справа скульптура Ники Самофракийской, 200-190 до н. э. Прообраз христианских ангелов.

Скульптуры богинь Ники и Виктории послужили прообразом ангелов в христианском искусстве. Языческое представление о духах-покровителях, или гениях, стало основой для создание представлений об ангелах-хранителях, которых нет в Библии.

Вот так выглядели гении в греко-римском искусство задолго до появления христианства.

Слева неизвестный римский гений близ Помпеи, 1 век до н.э.; в центре гений императора Антонина Пия, 2 век н.э.; справа фреска гения с Виллы папирусов, 1 век н.э., недалеко от Помпей, сохранилась благодаря пеплу от извержения Везувия.
Слева неизвестный римский гений близ Помпеи, 1 век до н.э.; в центре гений императора Антонина Пия, 2 век н.э.; справа фреска гения с Виллы папирусов, 1 век н.э., недалеко от Помпей, сохранилась благодаря пеплу от извержения Везувия.
Слева неизвестный римский гений близ Помпеи, 1 век до н.э.; в центре гений императора Антонина Пия, 2 век н.э.; справа фреска гения с Виллы папирусов, 1 век н.э., недалеко от Помпей, сохранилась благодаря пеплу от извержения Везувия.

Прообразом детей-ангелочков стали скульптуры и изображения Купидона, еще известного как Эрота или Амура.

Слева фигурка спящего Эрота, 3-2 вв. до н.э., справа пластина Эрота, 3-2 вв. до н.э.
Слева фигурка спящего Эрота, 3-2 вв. до н.э., справа пластина Эрота, 3-2 вв. до н.э.
Слева фигурка спящего Эрота, 3-2 вв. до н.э., справа пластина Эрота, 3-2 вв. до н.э.

Можно сравнить эти изображения с христианскими ангелами.

Одно из самых ранних изображений крылатых ангелов в христианском искусстве, 5 век. Базилика Санта-Мария-Маджоре.
Одно из самых ранних изображений крылатых ангелов в христианском искусстве, 5 век. Базилика Санта-Мария-Маджоре.
Одно из самых ранних изображений крылатых ангелов в христианском искусстве, 5 век. Базилика Санта-Мария-Маджоре.

Таким образом, античное языческое искусство стало прототипом не только христианского искусства, но и христианских представлений о сакральном мире. Доказательством является вера в ангелов-хранителей и изображение ангелов как крылатых существ.