Мой опыт выбора гребного винта для подвесного лодочного мотора

9 October 2020
169 full reads
4,5 min.
314 story viewsUnique page visitors
169 read the story to the endThat's 54% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Тестирование винтов для лодочного мотора я проводил на следующем комплекте:

  • Лодка- Волжанка 49 fish
  • Подвесной лодочный мотор - Ямаха F 60

В начале сезона 2012 года ко мне обратился мой друг Антон, с просьбой выбрать ему оптимальный винт для своего нового комплекта.

Именно обдуманно и осознанно выбрать гребной винт, а не подобрать !

На это уйдет гораздо меньше времени!

Мы договорились о тестировании гребных винтов на его новой лодке Волжанка 49 фиш + Ямаха F60 (4 такта). Модификация лодки и мотора 2012 года. Комплектация без стационарного бака.

Комплект покупался целиком в сборе у местного дилера. Мотор они навесили правильно, это редкость. Возможно стоит поговорить об этом отдельно.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Задача тестирования

С помощью винта добиться лучших результатов по скорости на «максимальных и крейсерских» оборотах с загрузкой 2 человека + вещи (200кг). Получить уверенный выход на глиссирование и хорошие разгонные характеристики для Волжанки 49 fish, плюс возможность закладывать резкие повороты.

Винты у меня были, а остальное дело техники!

Нам известно:

  • -Вес корпуса лодки – 375 кг
  • -Вес лодочного мотора Ямаха F60 – 112 кг
  • -Рабочая загрузка, 200 кг (2 человека + бензин, аккумулятор вещи)
  • -Общее водоизмещение – 700 кг
  • -Нагрузка составила – 11,6 кг на 1 л.с.
  • -Рабочий диапазон мотора, 5000 - 6000 об/мин
  • -Передаточное число редуктора – 1,85

Приборы контроля:

  • -Тахометр Ямаха, с датчиком трима
  • -GPS навигатор Garmin Etrex
  • -Приложение спидометр на смартфоне Lenovo
  • -Фото и Видео фиксация через фотокамеру Samsung

С завода на Ямахе установлен стандартный трехлопастной винт AL 3х11 1/8 x 13.

Маркировка винта

Первая цифра в маркировке винта – количество лопастей, вторая – диаметр и третья – шаг винта, размеры в дюймах. На самих винтах указывают диаметр и шаг. Материал указывается, как AL (алюминий) и SS (нержавеющая сталь)

Фото автора
Фото автора
Фото автора

Материал винта мы определили заранее, стальные винты к покупке не рассматривались.

Из своих запасов для тестов я выбрал следующие винты:

  • Michigan Vortex 3х11.25x14 (Корея)
  • Michigan Vortex 3х11.25x13 (Корея)
  • Solas Rubex 3 3х11.1 x 14 (Тайвань)

В это же время у меня проходили испытания гребные винты российского производства от Руслана, известного на мотолодке под ником Tabletka.

Рекомендую!

Достойный производитель винтов, обратите на него внимание и ждите отдельный обзор.

Фото автора
Фото автора
Фото автора
  • Tabletka 3х10.25х13 (Россия)
  • Tabletka 4х10.25х13 (Россия)
  • Tabletka 4х10.25х16 (Россия)
Винты б/у предоставил владелец лодки:
  • BS-PRO (Baeksan) 3х11.25x14 (Корея)
  • BS-PRO (Baeksan) 3х11x15 (Корея)

Без винтов меньшего диаметра

Винты меньшего диаметра и большего шага, как и большего диаметра и меньшего шага не попали в этот список. Мной было принято решение исключить из тестирования самодельные стальные и многолопастные винты. Напомню, подбирать винты не в моем стиле.

Действуем четко по ТЗ!

Выезжаем на воду. Куйбышевское водохранилище (Жигулевское море), ветер 2-3 м.с., небольшая рябь присутствует. То, что надо, стандартные рабочие условия, идеальный штиль бывает редко.

Первым на тест отправляется стандартный ямаховский трехлопастной винт 11 1/8 x 13.

C ним лодка развивала 56-57 км.ч. при 5600-5700 оборотах. Трим на полную, 5 деление.

Винт Yamaha 3х11 1/8 x 13

С этим винтом и так все понятно, в сторону.

Винт Michigan Vortex 3x11.25x14

  • 4400 – 41 км.ч. трим 3
  • WOT 6000 трим-4 - 59км.ч. трим 5
Фото автора. MichiganVortex 11.25x14

Винт BS-PRO 3x11x15

WOT 5800 - 59-60км.ч трим 4-4.5

Видео с этим заездом у меня не сохранилось. (((

Фото автора. BS-PRO 11X15 (слева) и BS-PRO 11.25X14 (справа)
Фото автора. BS-PRO 11X15 (слева) и BS-PRO 11.25X14 (справа)
Фото автора. BS-PRO 11X15 (слева) и BS-PRO 11.25X14 (справа)

Винт BS-PRO 3x11.25 x14

WOT 5700 - 57-58 км.ч

Винт Solas Rubex 3 3x11.1x14

  • 3800 - 36 км.ч. трим 2
  • 4300 - 43 км.ч. трим 3
  • 5200 - 54 км.ч. трим 3
  • 5500 - 57 км.ч. трим 4
  • WOT 5900 - 60+ км.ч. трим-5

Винт Tabletka 4 х 10.25 х 13

  • 4300 - 38км.ч. трим 2
  • 4600 - 41 км.ч.
  • 5000 - 45км.ч.
  • 5600 - 50км.ч.
  • 5800 - 52км.ч. трим 3
  • 6000 - 54км.ч. трим 5

Винт Tabletka 4 х 10.25 х 16

  • 3500 - 40км.ч. трим 2
  • 4000 - 48км.ч. трим 3
  • WOT4400 - 52км.ч. трим 4.5

Тяжелый винт… но показатели интересные

На волне небольшие потери скорости, но есть.По зеркалу поедет лучше, но эти замеры ближе к действительности.Пробный тест с загрузкой 300кг + установленный ходовой тент.

Винт 3х10.25х13 (Tabletka)

При такой загрузке хороший зацеп винта в поворотах.
Фото автора. Втроем + тент, винт 3х10.25х13 (Tabletka)
Фото автора. Втроем + тент, винт 3х10.25х13 (Tabletka)
Фото автора. Втроем + тент, винт 3х10.25х13 (Tabletka)
  • 3900 трим3 - 30км.ч.
  • 4400 трим3 - 38-39 км.ч.
  • 4500 трим3 - 40 км.ч.
  • 5000 трим3 - 46-47 км.ч.
  • 5500 трим3 - 48-49 км.ч.
  • 5800 трим 5 - 53-54 км.ч. - лучший
  • 5900 трим 4 - 51-52 км.ч.
  • максимальные обороты без трима 5700
Фото автора. Втроем + тент, винт 3х10.25х13 (Tabletka)
Фото автора. Втроем + тент, винт 3х10.25х13 (Tabletka)
Фото автора. Втроем + тент, винт 3х10.25х13 (Tabletka)

Давайте подведем промежуточный итог

Мой выбор - Solas Rubex 3 11.1x14

Для выполнения поставленных задач этот винт подходит идеально. По скоростным показателям понравился BS-PRO 11x15. Вскоре на данной лодке был установлен стационарный бак и якорь на 5 кг прописался в носовом рундуке.

Можно было установить механический лифт и продолжить, но этого не требовалось.

Информация для размышления

Michigan Vortex и BS-PRO – близнецы братья! Подозреваю, что изготавливаются на одном заводе и отличаются только цветом…

Фото автора. Сменные втулки XHS отличаются только шайбами.
Фото автора. Сменные втулки XHS отличаются только шайбами.
Фото автора. Сменные втулки XHS отличаются только шайбами.

Винты Michigan Vortex, Solas Rubex и даже Tabletka оборудованы съемными втулками.

Они не взаимозаменяемы между собой!

Втулочные комплекты XHS, которыми комплектует свои винты Michigan отличаются только комплектацией упорных и промежуточных шайб. Которые регулируют посадку винта на вал.

Напишите в комментариях интересна ли вам тема гребных винтов?!

В блоге появился чат. Заходите все. Поболтаем о самодельных лодках

P.S. К сожалению мой блог пессимизировали. Старания по освещению тематики самодельных лодок теперь не оплачиваются. Поэтому я решил прикрутить форму для донатов во все свои посты. Возможно, найдётся щедрый даритель, способный пожертвовать достаточную сумму для строительства нового проекта! Тогда можно будет смело возвращаться в ленту рекомендаций с новым блогом: Самодельные лодки 2.0!

Ну а пока приходится выгребать на собственном энтузиазме. Всем удачи!