SAMCOM
2035 subscribers

4 самых первых грузовика современных автопроизводителей России и стран СНГ

203 full reads
248 story viewsUnique page visitors
203 read the story to the endThat's 82% of the total page views
2 minutes — average reading time

КамАЗ, ГАЗ, МАЗ, УРАЛ уже стали неотъемлемой часть жизни многих грузоперевозчиков. На них ежедневно преодолеваются сотни тысяч километров и доставляется сотни тысяч грузов.

Сейчас автомобили этих марок можно встретить в любой части России и в любой из стран СНГ. Но так было не всегда.

Первые автомобили этих и других современных автопроизводителей грузовой техники появились в середине XX века. И все они быстро нашли своё место в сфере грузоперевозок. А вместе с ними нашли свои ниши и автомобилестроительные заводы, которые продолжают выпускать грузовики по сей день.

В этом материале мы, ГК SAMCOM, решили вспомнить первые автомобили, которые стояли у истоков развития одних из самых востребованных марок грузовиков современности.

Поехали!

ГАЗ-АА

Легендарный автомобиль своего времени. Впервые сошёл с конвейера одного из старейших автомобилестроительных заводов СССР в 1932 году. Прототипом для ГАЗ-АА стал американский Ford Model AA.

4 самых первых грузовика современных автопроизводителей России и стран СНГ

Первый экземпляр ГАЗ-АА даже вышел с использованием деталей от Ford. Но с 1933 года грузовик полностью изготавливали из советских комплектующих.

Технические характеристики автомобиля были не слишком впечатляющими по сегодняшним меркам: четырёхцилиндровый двигатель мощностью 40 л.с., четырёхступенчатая коробка передач, кузов сначала был деревянный, позже стал металлическим. Его максимальная скорость была равна 70 км/ч, что достаточно неплохо для авто с такими показателями. А максимальная грузоподъёмность — 1,5 тонны. Кстати, именно за этот показатель этот автомобиль в народе прозвали «полуторкой».

ГАЗ-АА стал одним из самых популярных автомобилей своего времени. Его можно было встретить в любой части страны. Это не удивительно: он был простым, неплохо справлялся со своими задачами и, самое важное, у него практически не было альтернативы.

Первоначально ГАЗ-АА изготавливался для народного хозяйства. Но война внесла свои коррективы в планы. Так этот автомобиль стал главным символом Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда.

Этот автомобиль выпускался до 1949 года. За это время было собрано около одного миллиона грузовиков.

ЗИС-5В

Ещё один автомобиль, которому было суждено оставить свой след в истории как военный автомобиль.

4 самых первых грузовика современных автопроизводителей России и стран СНГ

Впервые автомобиль был выпущена в 1933 году на Автомобильном заводе имени И.В. Сталина. В скором времени началась война. И в 1941 году было принято решение о переносе завода вглубь страны. Так в городе Миасс появилось автомоторное и литейное производство, на котором начали выпускать военную версию грузовика ЗИС-5 или ЗИС-5В. Именно этот грузовик стал первым для современного автомобильного завода «УРАЛ».

Он сошёл с конвейера летом 1944 года. В сентябре их уже было около тысячи. А через год — 6800 единиц.

Так как это была военная версия ЗИС-5, то автомобиль постарались максимально упростить. В первую очередь его облегчили на целых 124 кг, заменив металлические изделия на дерево и фанеру. Например, крышу: её сделали из деревянных реек и обтянули дерматином. Крылья, в отличие от довоенной модели, где они были штампованные, были сделаны путем обычного сгибания металлического листа. Другие штампованные детали тоже были заменены на более простые и дешёвые. Тормоза были оставлены только на задних колёсах.

На месте остался 60-литровый топливный бак, грузоподъёмность 3 тонны, механическая 4-ступенчатая коробка передач и двигатель мощностью до 80 л.с.

Выпуск автомобиля был завершён в 1947 году. Но он стал базой для других автомобилей, которые стал выпускать автомобилестроительный завод в Миассе.

МАЗ-205

Разработка нового грузового автомобиля началась в 1944 году в Ярославле. Так через год появился опытный образец ЯАЗ-205. После окончания войны производство этого грузовика перекочевало в Минск. Так ЯАЗ-205 стал МАЗ-205.

4 самых первых грузовика современных автопроизводителей России и стран СНГ

Первые экземпляры автомобилей МАЗ-205 были выпущены в 1947 году.

Автомобиль был оснащён 4-цилиндровым двигателем ЯАЗ-204А мощностью 110 л.с., 5-ступенчатой коробкой передач, пневматическим приводом тормозов, топливным баком на 105 л. Кабина была сделана, как и многие другие в то время, сразу из двух материалов: дерева и металла.

Полная масса МАЗ-205 могла равняться 12,8 тоннам. При такой загрузке грузовик мог развивать скорость до 50 км/ч.

Спустя время автомобиль обзавёлся несколькими модификациями. Он стал основой для пожарных автомобилей, автоцистерн, самосвалов и других видов грузовиков.

Его выпускали вплоть до 1965 года. За эти годы с конвейера сошли чуть меньше 100 тыс. единиц техники.

КамАЗ-5320

Этот автомобиль положил начало истории развития одного из самых крупных российских брендов грузовой техники.

4 самых первых грузовика современных автопроизводителей России и стран СНГ

Работа над его созданием началась в конце 1960-х годов. Правда первоначально на Заводе имени Лихачёва. Поэтому и первое название этого автомобиля было ЗИЛ-170.

ЗИЛ-170 был построен и выпущен как опытный образец в 1968 году. А в 1969 году он уже прошёл первые испытания и показал достаточно неплохие результаты. А в начале 1970-х годов было принято ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в Набережных Челнах». Поэтому дальнейшая работа над ЗИЛ-170 была перенесена на КамАЗ, а старт массового производства автомобиля был отложен.

В 1974 году уже из стен Камского завода вышел опытный образец бывшего ЗИЛ-170 под новым названием — КамАЗ-5320. А через два года стартовало уже его серийное производство.

КамАЗ-5320 был оснащён восьмицилиндровым дизельным двигателем КамАЗ-740 мощностью 210 л.с., механической 10-ступенчатой коробкой передач, несколькими тормозными системами, топливным баком в 170 л, классической для того времени кабиной: трёхместной, расположенной над двигателем.

Автомобиль мог разгоняться до 80–100 км/ч. А перевозить до 8 тонн за раз.

КамАЗ-5320 положил начало производства целой серии автомобилей, которые создавались на его базе: седельного тягача КамАЗ-5410, самосвала КамАЗ-5511, удлинённого бортового грузовика КамАЗ-53212 и других авто.

Сам он тоже выпускался достаточно долго время — до 2001 года. А даже смог стать одним из самых популярных автомобилей своего времени.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать о логистике, грузоперевозках и транспорте ещё больше.