дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

История советского Унимога - НАМИ-044

17 August 2018

Опытный многоцелевой 2-тонный капотный тягач НАМИ-044 (4x4) с колесной базой всего 2360 мм, был создан в 1958 году в НАМИ под руководством Н. И. Коротоношко. Дизельный двигатель мощностью 135 л.с. расположили спереди.

Он передавал крутящий момент через 5-ступенчатую коробку передач и 3-ступенчатую раздаточную коробку на колесные редукторы. НАМИ-044 имел кантилеверную (консольную) переднюю и заднюю жесткую подвески.

Еще более оригинальными являлись его бортовая трансмиссия и бортовая система управления с планетарно-фрикционными механизмами поворота, в которой вместо обычных управляемых колес изменение направления движения производилось по образцу гусеничной техники – путем подтормаживания колес одной из сторон машины. Естественно, рулевое управление было тоже организовано по-тракторному принципу: с помощью двух рычагов.

Снаряженная масса НАМИ-044 составляла 4880 кг. Он получил цельнометаллическую 2-местную кабину и короткий металлический кузов для балласта или дополнительного оснащения. Диапазон его скоростей был от 0,5 до 45 км/ч, он мог буксировать легкие прицепы и комплектовался съемным навесным двухсторонним отвалом на гидравлической навеске.

Для привода более сложного активного рабочего оборудования имелись передний и задний редукторы отбора мощности с карданными валами, а под передним бампером располагался еще и шкив, передававший крутящий момент на навесную или буксируемую машину посредством ременной передачи.

Первый тягач проходил испытания с широкопрофильными арочными шинами, а в 1959 году на его основе был построен второй вариант 044Э с 95-сильным бензиновым мотором ЗИС-121, обычной двухступенчатой раздаточной коробкой и четырехслойными резинокордными арочными шинами-катками модели И-245 диаметром и шириной по 1000 мм.

го масса сократилась до 4 т, но колея увеличилась до 2570 мм, а высота расположения центра тяжести возросла до 1040 мм. В автомобильную и военную область эти разработки не принесли ничего нового, зато послужили прототипами сельскохозяйственных машин Харьковского тракторного завода серии Т-90, превратившихся затем в полноприводные тракторы Т-150.