47 454 subscribers

Малоизвестный советский автобус, который так и не удалось запустить в производство

18k full reads
24k story viewsUnique page visitors
18k read the story to the endThat's 77% of the total page views
1 minute — average reading time

Что за автобус вы видите на фотографиях? Это же ЛиАЗ-5256 - популярный городской автобус средней вместимости, ведь да? Нет, не верно. В отличие от упомянутого выше серийного ЛиАЗа, этот автобус существовал всего в нескольких экземплярах.

Малоизвестный советский автобус, который так и не удалось запустить в производство

На самом деле перед нами опытный автобус КАвЗ-52561. Но история обеих моделей тесно переплетена.

В середине 1970-х годов Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения из Львова начал разработку перспективного семейства автобусов, которые должны были выпускаться на заводах ЛАЗ и ЛиАЗ.

В 1981-82 годах был создан план совместного производства, согласно которому новый ЛиАЗ-5256 должен был выпускаться еще и в Кургане, на заводе КаВЗ.

Малоизвестный советский автобус, который так и не удалось запустить в производство

В 1983 году собрали первый экземпляр в городском исполнении. Именно его вы видите на этих фотографиях.

Он был оснащен двигателем КамАЗ-740 мощностью 210 л.с., который работал в паре с механической коробкой передач КамАЗ-141. Передачи переключались при помощи селектора на рулевой колонке благодаря электропнематической системе.

Малоизвестный советский автобус, который так и не удалось запустить в производство

Следом заводу предстояло собрать еще два автобуса, но уже в пригородном исполнении.

На фотографии ниже вы видите салон одного из них. Он отличался отсутствием накопительной площадки в средней части и четырехрядной планировкой салона.

Число мест для сидения составляло 41, а номинальная вместимость - 78 человек.

Малоизвестный советский автобус, который так и не удалось запустить в производство

Но с изготовлением этих двух образцов возникли трудности. Если быть точнее, то подвели поставщики. Например, передние мосты для автобусов, которые должен был поставить Канашский автоагрегатный завод, удалось получить лишь в 1986 году.

Из-за этого их долгое время перемещали по территории завода. К тому времени, когда мосты пришли, в Министерстве автопромышленности осознали, с каким трудностями столкнулся завод в Ликино-Дулево с налаживанием производства ЛиАЗ-5256, поэтому сняли с КаВЗа обязательство по выпуску этой модели.

Малоизвестный советский автобус, который так и не удалось запустить в производство

В итоге один из них превратился в бытовку для рабочих, которые строили новые корпуса на заводе, а второй отправили в пионерский лагерь, где он стал тиром.

Вот такая незавидная судьба очень редкого автобуса, о котором известно совсем немного.

Малоизвестный советский автобус, который так и не удалось запустить в производство