47 453 subscribers

Странный ЗИЛ-131? Просто он появился за 10 лет до начала серийного выпуска

34k full reads
37k story viewsUnique page visitors
34k read the story to the endThat's 92% of the total page views
1 minute — average reading time

Какой-то странный ЗИЛ-131, не находите? Вроде похож, а вроде и нет. И это не удивительно, ведь этот грузовик появился за 10 (!) лет до начала серийного выпуска "сто тридцать первых"!

Работа над созданием принципиально нового трехосного полноприводного грузовика началась на Московском автозаводе имени И.В.Сталина одновременно с началом работ по модернизации ЗИС-151 (которые в итоге вылились в серийный ЗИЛ-157).

Странный ЗИЛ-131? Просто он появился за 10 лет до начала серийного выпуска
Странный ЗИЛ-131? Просто он появился за 10 лет до начала серийного выпуска

Первые образцы грузовиков перспективного семейства, которые сразу же получили индекс ЗИЛ-131, появились в 1956 году. Один из ранних прототипов вы как раз наблюдаете на этих фотографиях.

Прототипы с самого начала получили конструктивные элементы, характерные для всего семейства ЗИЛ-131. Я говорю про проходные мосты, межосевые дифференциалы, экранированное оборудование, односкатные шины с системой централизованной подкачки и некоторые другие особенности.

Странный ЗИЛ-131? Просто он появился за 10 лет до начала серийного выпуска
Странный ЗИЛ-131? Просто он появился за 10 лет до начала серийного выпуска

При этом ранние прототипы заметно отличались от будущих серийных грузовиков, в первую очередь, кабиной и передним оперением.

Кабина, хотя и выглядит похожей на серийную, но позаимствована от перспективного на тот момент грузовика ЗИЛ-130, разработка которого шла параллельно со 131-м.

Странный ЗИЛ-131? Просто он появился за 10 лет до начала серийного выпуска
Странный ЗИЛ-131? Просто он появился за 10 лет до начала серийного выпуска

Решетка радиатора, передние крылья и даже силовой передний бампер также на прототипах были оригинальным.

Кстати, обратите внимание, что в крыше кабины над пассажирским сиденьем появился люк, который откидывался на другую сторону кабины и фиксировался запором.

Нечто подобное было в военных КрАЗ-255. Серийные ЗИЛ-131 также имели один или два лючка в кабине, но они использовались для вентиляции.

Странный ЗИЛ-131? Просто он появился за 10 лет до начала серийного выпуска
Странный ЗИЛ-131? Просто он появился за 10 лет до начала серийного выпуска

Довольно оригинально выглядит грузовая платформа с переменной высотой пола (в центральной части уровень пола ниже). Соответственно, задний борт имел видимую ступеньку.

Серийные ЗИЛ-131 получили унифицированную упрощенную дерево-металлическую грузовую платформу с ровным полом.

Странный ЗИЛ-131? Просто он появился за 10 лет до начала серийного выпуска
Странный ЗИЛ-131? Просто он появился за 10 лет до начала серийного выпуска

А как вам колпаки на колесах? Мне кажется, они просто великолепны своей простотой и стилем.

Серийный выпуск ЗИЛ-131 стартовал в 1966 году, т.е. через 10 лет после появления этих первых прототипов. Но лично мне предсерийные образцы 1956 года нравятся больше. Чисто визуально. А вам?