Зачем в Пакистане украшают грузовики и сколько это стоит

Те, кто хотя бы немного разбирается в отечественном автомобилестроении, слышали слово "барбухайки". Так называют мелкосерийные фургоны и грузовики различных авторемонтных мастерских. Чаще всего этим не очень казалось бы уважительным словом "награждают" необычные УАЗики.

На самом же деле, слово произошло от персидского словосочетания "буру ба хайр", что переводится "Счастливого пути". Считается, что в нашу страну это слово привезли в 80-х годах военные, служившие в Афганистане.

И если у нас в стране барбухайки - это невзрачные и кривые фургоны, то в Азии - это ярко-украшенные грузовики. Большей частью традиция украшать свои автомобили применяется в Пакистане. Она уходит в давние времена, когда подобным образом украшались повозки персидской знати.

Различные персидские купцы и торговцы были известны по всему миру, преодолевая сложнейшие горные маршруты, чтобы продать ценные товары в другой стране. Естественно, они хотели принести с собой и частичку их культуры, показав себя за границей в лучшем свете. Поэтому они подражали персидской знати, украшая свои повозки подобным образом.

Первыми грузовиками в Пакистане и Афганистане стали британские Bedford, появившиеся там в 30-х годах XX века. Первое время грузовики становились проводниками гужевых караванов, постепенно полностью заместив лошадей и мулов. Так традиция украшать грузовик плавно перешла с гужевых повозок.

Даже в наше время на дорогах Афганистана и Пакистана можно встретить большое количество подобных украшенных грузовиков. На них возят самые разные товары, вплоть до наркотиков через границу.

Раньше владелец грузовика должен был сам украшать свой грузовик, но теперь появилось огромное количество компаний, которые готовы сделать это на профессиональном уровне, как говорят "под ключ". Например, в городе Карачи с 14-миллионным населением работает около 50 тысяч художников!

Разработкой дизайна обязательно занимается художник мастерской, выслушав пожелания заказчика. Основой будущего проекта обычно являются национальные узоры, состоящие из ярких цветов. На задний борт наносится изображение политиков, знаменитых актеров или животных.

Далее в работу вступают столяры, которые изготавливают из дерева разнообразные хитрые узоры, наличники на окна кабины, а также "тадж" (корона) над кабиной. Тадж, кстати, спасает водителя от палящих солнечных лучей. Стандартные двери часто заменяют на деревянные калитки с крохотными окнами, которые значительно снижают обзорность.

Стоимость может доходить до $5000, что является довольно существенной суммой для водителя-частника. На доработку одного грузовика уходит от 6 до 10 недель в зависимости от сложности работ. Водитель в это время ничего не зарабатывает, ожидая окончания работ.

Так зачем же тратить столько денег? Оказывается, украшенный грузовик по статистике обеспечивает владельца более дорогими заказами на перевозку, особенно во время различных праздников. Богато украшенные автобусы, например, считаются среди малообразованных слоев населения (которых в Пакистане очень много) более безопасными.