Кастенбруст: массивные доспехи Средневековья

24.06.2018

Кастенбруст может вам встретиться даже сегодня на различных изображениях эпохи Средневековья. Отличительные черты доспеха - это коробчатая грудь (полагаю, крайне неудобная, как и остальные элементы).

Также присутствует массивный шлем с перфорацией. Дополняют необычный образ рукавицы и юбка, защищающая все самое сокровенное.

Части доспеха были подвижны, но явно не были удобны. Человек постоянно потел, а в холода замерзал. К тому же они не защищали от повреждений, самые распространенные травмы - это переломы шеи, не считая остального.

Фото joyreactor.cc
Фото joyreactor.cc

Известно, что доспех впервые появился в Германии, в начале XV века. Сегодня уцелевших экземпляров того времени осталось крайне мало и нередко возникают споры о подлинности.

Например, такая история приключилась с кастенбрустом, найденным в Глазго. Не один год исследователи склонялись к мнению, что это подделка и спорили. Точку в этом поставил металлографический анализ, подтвердивший его подлинность.

Пример полного кастенбруста без рукавиц, фото ru.wikipedia.org
Пример полного кастенбруста без рукавиц, фото ru.wikipedia.org

Споры идут и относительно принадлежности некоторых доспехов к кастенбрустам. Большинство из найденных не имеют необходимой угловатости.

Такого мнения придерживается и Эварт Окшотт, эксперт в области исследований оружия и доспехов Средневековья.

Более поздние варианты принято разделять на два вида - германскую и итальянскую готику. Первый тип был более угловатым и неудобным, впрочем, второй тоже отличался немногим. Разве что внешним видом при схожих конструктивных особенностях.

В Англии вовсе нередко совмещали части от разных доспехов.

Еще один пример полного кастенбруста, здесь уже с перчатками, фото archive.li
Еще один пример полного кастенбруста, здесь уже с перчатками, фото archive.li

Отдельно стоит поговорить о стилях и заблуждениях. Известно, что готика разделяется на раннюю и позднюю, высокую и низкую.

Но каковы особенности каждого стиля? Как их вообще различить? И здесь мы сталкиваемся с множеством споров, которые приводят к некоторым заблуждениям.

Например, многие считают, что готический доспех всегда не имеет щитки на бедрах. Но стоит учитывать, что многие детали сегодня утеряны и у схожих образцов, которые имеют меньшую популярность, как раз эти щитки присутствуют.

Поздняя и высокая готика различаются, но их часто путают. Просто многие работы имеют схожие черты, особенно дешевые.

Максимиллиановский доспех, на котором видно характерное рифление, фото archive.li
Максимиллиановский доспех, на котором видно характерное рифление, фото archive.li

И самое распространенное ошибочное мнение - это наличие рифления. Его приписывают к высокой готике, но среди этого стиля встречаются и абсолютно гладкие варианты. Взять в пример даже работы наиболее знаменитых мастеров, Пруннера и Хельмшмидта.

А среди остальных стилей нередко попадаются с рифлением. Поэтому такая черта - далеко не показатель принадлежности.

Также есть разделение на черный и белый доспех, но в данном случае речь идет вовсе не о цвете. К черным относились те, которые не обработали после кузни. А белый доспех - наоборот, отполированные.