Народный луноход или автобус, который любили все

28k full reads
56k story viewsUnique page visitors
28k read the story to the endThat's 51% of the total page views
5 minutes — average reading time

ЛиАЗ-677 -- самый теплый автобус СССР
ЛиАЗ-677 -- самый теплый автобус СССР
ЛиАЗ-677 -- самый теплый автобус СССР

Такое в принципе не забывается. Представьте – морозный и до обидного короткий зимний день уже близок к закату. На остановке общественного транспорта, поеживаясь и притопывая ногами, стоит школьник с ранцем и пристально высматривает на горизонте контуры приближающегося автобуса. Что за марка?

Народный луноход или автобус, который любили все

Угловатые контуры сочлененного “Икаруса” родом из дружественной Венгрии или же плавные обводы нашего родного, доморощенного ЛиАЗа?! Ура, это ЛиАЗ! Автобус подъезжает к остановке, широкие гармошки дверей гостеприимно распахиваются и заиндевевшие февральские сумерки сразу становятся чуточку теплее и оптимистичнее – в салоне натоплено как в избе зажиточного крестьянина.

Первый опытный экземпляр "Лунохода" на испытаниях
Первый опытный экземпляр "Лунохода" на испытаниях
Первый опытный экземпляр "Лунохода" на испытаниях

Тут и спорить нечего – ЛиАЗ-677 это самый любимый автобус, каждого кто хоть краешком застал советские времена. За невероятно плавный ход его уважительно прозвали “Луноходом”, а обидным ярлыком “Скотовоз” он обязан не столько своим низким потребительским качествам, сколько невероятному числу пассажиров, набивавшемуся порой в “лиазовское” нутро.

Машины первой серии проще всего определить по форме передних фар. У модернизированной версии 677М они круглые
Машины первой серии проще всего определить по форме передних фар. У модернизированной версии 677М они круглые
Машины первой серии проще всего определить по форме передних фар. У модернизированной версии 677М они круглые

Всего в салоне 677-го было предусмотрено 25 сидячих и 55 стоячих мест. В часы пик предусматривалась перевозка 110 человек. Но то теория, в реальности же пассажиров бывало гораздо больше. Пусть в тесноте, по-крайней мере, каждый кто смог поместиться в автобус не мог пожаловаться на температурный дискомфорт. В отличии от плохо прогревавшихся дизельных “Икарусов”, в салоне 677-го даже в самую лютую стужу царила тропическая жара.

ЛиАЗ-158B, созданный по техдокументации ЗИЛ-158, стал первым автобусом из Ликино-Дулево
ЛиАЗ-158B, созданный по техдокументации ЗИЛ-158, стал первым автобусом из Ликино-Дулево
ЛиАЗ-158B, созданный по техдокументации ЗИЛ-158, стал первым автобусом из Ликино-Дулево

Родина самого теплого автобуса Советского Союза – подмосковный город Ликино-Дулёво. Еще в 1935 году здесь построили лесоперерабатывающее предприятие, которое после окончания Великой Отечественной преобразовали в Ликинский Механический Завод. Одно время здесь выпускали станки, а в 1959-м после масштабной реконструкции запустили производство городских автобусов ЗИЛ-158. За 11 лет в Ликино-Дулево построили свыше 62 тысяч экземпляров зиловского автобуса, конструкцию которого постоянно модернизировали.

Экспериментальный сочлененный ЛиАЗ-5Э-676 в серию не пошле
Экспериментальный сочлененный ЛиАЗ-5Э-676 в серию не пошле
Экспериментальный сочлененный ЛиАЗ-5Э-676 в серию не пошле

Параллельно велась и разработка автобуса нового поколения. На основе кузова ЗИЛ-158 построили несколько экспериментальных моделей, включая и сочленненую шестиколесную версию ЛиАЗ-5Э-676. Но в итоге в Ликино совместно со специалистами НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) решено было создавать автобус нуля.

Новый ЛиАЗ-677 получился новым во всем. Более габаритный и вместительный кузов позволил увеличить расчетное число пассажирских мест увеличилось с 60 до 80. Причем вдоль левого борта шел ряд одноместных сидений, а вдоль правого – двухместные. Кроме того, в заднем свесе предусмотрели так называемую накопительную площадку для пассажиров. Расширенные 1,2-метровые дверные проемы со складными гармошками заметно упростили процедуру посадки/высадки. Новая двухступенчатая автоматическая коробка передач здорово облегчала непростой труд водителя. А главной виновницей отличной плавности хода 677-го стала подвеска на пневмобаллонах.

Рабочее место водителя ЛиАЗ-677. Правый подрулевой переключатель -- селектор АКП. Разметка спидометра до 120 км/ч, оптимистична ровно на 50 единиц ))
Рабочее место водителя ЛиАЗ-677. Правый подрулевой переключатель -- селектор АКП. Разметка спидометра до 120 км/ч, оптимистична ровно на 50 единиц ))
Рабочее место водителя ЛиАЗ-677. Правый подрулевой переключатель -- селектор АКП. Разметка спидометра до 120 км/ч, оптимистична ровно на 50 единиц ))

Наконец, отметим и новый мотор. На смену рядной зиловской “шестерке” рабочим объемом 5,5 литра и мощностью 109 л.с. пришел могучий 7-литровый V8 c индексом ЗИЛ-375, выдававший 180 л.с. Даже при расчетной загрузке новый ЛиАЗ-677 спокойно разгонялся до более чем достаточных в городе 70 км/ч, хотя и отличался при этом нескромным топливным аппетитом – порядка 55 литров на 100 км.

Интерьер городской версии 677-го с накопительной площадкой сзади и одиночными "стульями" по правому борту. Пол в районе заднего свеса значительно ниже, чем в основном салоне
Интерьер городской версии 677-го с накопительной площадкой сзади и одиночными "стульями" по правому борту. Пол в районе заднего свеса значительно ниже, чем в основном салоне
Интерьер городской версии 677-го с накопительной площадкой сзади и одиночными "стульями" по правому борту. Пол в районе заднего свеса значительно ниже, чем в основном салоне

Первый опытный образец был изготовлен еще осенью 1962 года, но к серийному производству модели после всех тестов, проверок, доработок и согласований приступили только в 1968-м. В любом случае на десятилетия вперед страна получила удобный, выносливый и что немаловажно такой теплый автобус.

Для сравнения салон загородного исполнения ЛиАЗ-677: нет накопительной площадки и все сиденья сдвоенные
Для сравнения салон загородного исполнения ЛиАЗ-677: нет накопительной площадки и все сиденья сдвоенные
Для сравнения салон загородного исполнения ЛиАЗ-677: нет накопительной площадки и все сиденья сдвоенные

За более чем четверть века на конвейере ЛиАЗ-677 и его модернизированная версия ЛиАЗ-677М выпустили общим тиражом почти в 200 тысяч экземпляров. Помимо основной городской версии существовали пригородные, туристические, аэродромно-перонные и прочие модификации. Автобус также выпускали в исполнения для холодного (эксплуатация при температурах до -60 градусов по Цельсию!) и тропического климата. На базе “лунохода” делали передвижные телевизионные станции и ремонтные мастерские.

Экскурсионная версия ЛиАЗ-677В на 37 посадочных мест. Только одна дверь, сдвоенные кресла плюс место для экскурсовода
Экскурсионная версия ЛиАЗ-677В на 37 посадочных мест. Только одна дверь, сдвоенные кресла плюс место для экскурсовода
Экскурсионная версия ЛиАЗ-677В на 37 посадочных мест. Только одна дверь, сдвоенные кресла плюс место для экскурсовода

Конечно, время прекрасно маскирует недостатки, которых ЛиАЗ-677 был не лишен. Помимо прожорливости мотора и ставшего несовременным уже в конце 60-х салона с высоким уровнем пола, можно отметить и другие недостатки. Например, не самую удачную конструкцию коробки передач, соединенную с двигателем промежуточной карданной передачей. В ходе эксплуатации подшипники кардана разбивались и приводили к характерному булькающему звуку трансмиссии, напоминающему стук пустых бутылок. Кроме того, 677-й был склонен к перегреву в теплое время года, а специфическая система отопления, при которой теплый воздух попадал в салон напрямую из моторного отсека, обуславливала его характерный запах, который нравился не всем.

-- Да, Петрович, с "автоматом" ездить всяко удобнее!
-- Да, Петрович, с "автоматом" ездить всяко удобнее!
-- Да, Петрович, с "автоматом" ездить всяко удобнее!

Что поделаешь, милый, уютный и такой родной ЛиАЗ-677 не был воплощением совершенства. Но мы все равно любим и помним его как самый теплый автобус Советского Союза.

TrunkMonkeys

🐒🐒🐒

Что еще в этом блоге:

Грузовой ЗИЛ, который обгонял иномарки

Как советская сталь итальянский автопром погубила

Грустная история самого красивого микроавтобуса СССР

Расследование о четырехфарной "Волге"

Автомобильный музей под открытым небом

Тот самый DeLorean: история машины из "Назад в будущее"

Главный конструктор ГАЗа о приказах из Кремля и "Волге" с мотором V6

Mitsuoka Motors: уродство наше все!

10 самых страшных автомобилей в истории. Версия 2.0

ЛиАЗ-677М московского маршрута №24. В наши дни он идет не от Красной площади, а от метро Трубная
ЛиАЗ-677М московского маршрута №24. В наши дни он идет не от Красной площади, а от метро Трубная
ЛиАЗ-677М московского маршрута №24. В наши дни он идет не от Красной площади, а от метро Трубная
Машина в северном исполнении ЛиАЗ-677А с теплоизоляцией и двойным остеклением. На таком работали даже когда температура падала ниже минус 50-ти!
Машина в северном исполнении ЛиАЗ-677А с теплоизоляцией и двойным остеклением. На таком работали даже когда температура падала ниже минус 50-ти!
Машина в северном исполнении ЛиАЗ-677А с теплоизоляцией и двойным остеклением. На таком работали даже когда температура падала ниже минус 50-ти!
Главная ударная сила советских телевизионщиков 70-х годов
Главная ударная сила советских телевизионщиков 70-х годов
Главная ударная сила советских телевизионщиков 70-х годов
Передвижной штаб Управления Пожарной Охраны
Передвижной штаб Управления Пожарной Охраны
Передвижной штаб Управления Пожарной Охраны
Парочка ЛиАЗ-677 первых лет выпуска на Калининском проспекте (ныне улица Новый Арбат)
Парочка ЛиАЗ-677 первых лет выпуска на Калининском проспекте (ныне улица Новый Арбат)
Парочка ЛиАЗ-677 первых лет выпуска на Калининском проспекте (ныне улица Новый Арбат)
Сменщиком легендарного "Лунохода" стал ЛиАЗ-5256, представленный в 1985-м. Несмотря на низкопольную конструкцию и более экономичный двигатель любовью у пассажиров он никогда особо не пользовался
Сменщиком легендарного "Лунохода" стал ЛиАЗ-5256, представленный в 1985-м. Несмотря на низкопольную конструкцию и более экономичный двигатель любовью у пассажиров он никогда особо не пользовался
Сменщиком легендарного "Лунохода" стал ЛиАЗ-5256, представленный в 1985-м. Несмотря на низкопольную конструкцию и более экономичный двигатель любовью у пассажиров он никогда особо не пользовался