Советский психоделический рок. Миф или реальность?

25 September 2019

Существовала ли в СССР психоделическая культура? В том смысле, как на "загнивающем Западе", вероятно, нет. Но отзвуки музыкальной революции, охватившей мир, хотя бы через записи популярных групп не могли не оставить след в коллективном бессознательном. И не воплотиться в потрясающих образцах советского песенного творчества. Turn on! Tune in! Drop out!

Обложка "Кругозора", 1972 год
Обложка "Кругозора", 1972 год

ВИА "Поющие гитары". Проводы (1970)

ВИА "Поющие гитары" задали высокие стандарты не только в плане исполнения и имиджа, но даже в области сценического оборудования и инструментария. В "Проводах" музыканты ступили на условно запретную территорию. Сама по себе песня - сентиментальная баллада, каких немало породили штатные советские сочинители. Но атака во вступлении, завывающий орган, гитарный фуз, отрывистые пассажи и потрясающее многоголосие - это фактически психодел-хард.

Юрий Антонов. У берез и сосен (1973)

Молодой Юрий Антонов мог позволить себе процитировать битловскую "A Day In The Life", как он сделал это в массивном шестиминутном поп-полотне "У берез и сосен". Запись была сделана с оркестром "Современник". Ближе к финалу песня перерастает в подлинный катарсис.

ВИА "Веселые Ребята". Качели (1974)

В целом, эта ленивая баллада "Веселых ребят" не выходит за рамки традиционного репертуара ВИА, но в ней ощутим заряд хипповой рефлексии. И название группы, написанное шрифтом "Rubber Soul", как бы намекает. Сад, птичьи трели, река, ветер, качели. Герой ждет некую Таню и никуда не торопится: "Не одна пройдет неделя, не один прольется дождь. / Но однажды на качели покачаться ты придешь!" А когда все свершится, качели раскачаются между небом и землей! Хронометраж в пять минут тоже убеждает в серьезности намерений героя песни.

"Ариэль". В деле любом и каждом (1976)

Юмористическая зарисовка об армейских буднях и устаревших методах уборки - но вслушайтесь в эту убийственно крутую аранжировку с перегруженными гитарами и жесткими пачками духовых! Довольно тяжелый джаз-рок-психодел. "Ариэль" часто удивляют нетривиальностью подхода. "В деле любом и каждом творческий поиск важен" - это не только про находчивых военнослужащих, но и про самих музыкантов, которым всегда было интересно выйти за рамки привычного.

"Дикие гитары" (1976)

Полторы минуты жесткого гитарного драйва из детской сказки. Музыкальный вкус нужно формировать с нежного возраста! Разумеется, самая крутая песня достается отрицательным персонажам! Вокальные партии берут на себя Михаил Боярский и Валентина Игнатьева. Барабанщик - просто бомба. Если бы нужно было скомпоновать советский аналог сборника "Nuggets", "Дикие гитары" получили бы в нем почетное место.

"Дос-Мукасан". Бетпак Дала (1976)

Казахстанская команда "Дос-Мукасан", основанная в 1967 году, исполняла типичный для ансамблей из союзных республик симпатичный этно-поп с использованием фольклорных мотивов. Но открывающий их диск семиминутый эпик "Бетпак Дала" - нечто особенное. Настоящий трип с полным погружением, драматичными сменами ритма, загадочными шумами, перепадами настроения. В какой-то момент так и хочется подпеть: "This is the end. My only friend, the end..."

"Легкий бриз степных просторов, мощь гор и шелест листвы, гул лесов и робкое биение сердца, дыхание эпохи, воспетые в ритме ХХ века, - все это песни, произведения ансамбля "Дос-Мукасан". Газета "Ленинская молодежь" (1973)

ВИА "Вдохновение". Водопад (1976)

Уникальный образец советского сайкоделик-соула - баллада ВИА "Вдохновение" под управлением Левона Мерабова, который руководил эстрадным оркестром Азербайджана. Песня, которая начинается с тревожной интродукции и перетекает в "стену звука" из гитар и духовых, не затерялась бы и на альбоме Минни Риппертон. "На тысячу брызг я разобьюсь, но я любви своей добьюсь" - это сильно!

"Аракс". Трава-мурава (1977)

Что это за трава, от которой "закружилась голова"? Собственно, обыкновенный ковыль. Но аранжировка с флейтой и интригующими сменами аккордов в исполнении "Аракса" привносит в балладу А. Буйнова и В. Сауткина некую таинственную недосказанность. Песня вышла на гибкой пластинке с журналом "Кругозор".

Михаил Боярский. Бармалей (1979)

Казалось бы, неприметная пластинка с песнями из фильма "Повар и певица". Что она может скрывать? Но работает правило: песня от имени злодея может оказаться любопытной. Здесь содержится психодел-боевик "Бармалей" в исполнении Михаила Боярского. Прямо слышно, как музыканты оторвались во время записи этого прыгающего бита, гитарного и саксофонного соло. Песня перерастает в джем с рефреном "Хей-хей!", во время которого главный д'Артаньян советского экрана уходит в полный фрик-аут.

Александр Градский. Синий лес (1987)

До того, как стать эстрадным мэтром, Александр Градский пользовался репутацией нарушителя спокойствия, убежденного рокера и мастера на все руки и жанры. И исполнял весьма изощренную музыку на стыке культур и традиций. Вокальная сюита "Размышления шута" содержит записи первой половины 1970-х. "Синий лес" - философское размышление и разговор с природой. В расслабленном бите, гитарном переборе и бэк-вокалах явно присутствует отзвук Калифорнии времен Хейт-Эшбери.

Обложка "Кругозора", 1973 год
Обложка "Кругозора", 1973 год
Instant karma's gonna get you!
Instant karma's gonna get you!

Подписка, лайки и каменты приветствуются! Плюс в карму мне и вам! :)

Почитать на канале:

Десять хитов советского фанка

Сделано в СССР. Кому нужна советская музыка?

"Тайна Третьей планеты". Несостоявшийся шедевр