О предавших друзьях и «врагах», которые стали друзьями

24 May

О Большом театре и о том, почему не показывают балеты с Цискаридзе:

Я думаю, что со мной никогда ничего не покажут, это же запрещено. Как известно, рыба гниет с головы; когда я как артист это говорил – это одно, а вот когда я стал руководителем, и тем более я тот человек, который очень сильно влияет на образовательную сферу деятельности, на репертуар, на то, кто и что будет танцевать и так далее, я теперь знаю точно, – рыба гниет с головы. Тот человек, который возглавляет, – он несет ответственность за все.

Это было, по-моему, зимой, мне позвонил один мой знакомый и говорит: «Слушай, а ты что в 2012 не танцевал «Щелкунчик», 31 декабря и 2 января?», я говорю: «Танцевал», он говорит: «А в 2011 и в 2010?», отвечаю: «Это был я», в общем, они там вывесили с какого-то года программки, там были кто угодно: вальс, куклы, там есть Щелкунчик-кукла, Щелкунчик-бой, а Щелкунчика-принца – нет. Эта фамилия вымарана, ее вымарали во всех программках, чтобы просто фамилии Цискаридзе даже на сайте не было…

…Для меня был очень обидно, что в год 75-летия Победы, – такая дата, а многие звезды Большого театра, очень многие и оперные, оркестр и просто работники, и балет, конечно, помимо того, что воевали, они еще и работали в актерских бригадах, которые поддерживали дух бойцов на фронте... В театре не вспомнили никого вообще. Зачем мне интервью этого руководителя, который сейчас там? Почему бы не вложить деньги в документальный фильм о тех великих людях, которые много лет являлись главными символами этой страны, счастья, радости, культуры. Ведь есть свидетельства, огромное количество писем с фронта Галине Сергеевне Улановой, от людей, которые ее не знали, просто они с ее фотографией уходили на фронт, она для них была олицетворением той мирной, прекрасной жизни. Но и это сейчас тоже никому не надо. Эти люди, которые сидят сегодня там, они думают только об одном, они говорят только о деньгах…

…Почитайте, что пишут артисты Большого театра, какие маленькие суммы они зарабатывают. Это стыдно, это позорно. Не ценить даже тех, кто сегодня работает, кто сегодня служит фасадом этого театра. Это все очень печально и на самом деле отражает кризис, говорит о том, что эту систему надо либо разломать и вышибить этих людей, либо смириться с тем, что скоро там не будет ничего и это торговая точка.

О травле:

Меня начали сливать и поливать с 2009 года. Это началось в тот период, когда очень агрессивно Сергей Филин стал наступать на Большой театр. И начался весь этот ад в момент, когда был спровоцирован скандал с Артемом Овчаренко, это артист, с которым я работал, которого я вывел в премьеры Большого. Они хотели, чтобы он демонстративно от меня ушел, чтобы был скандал… Чуть позже я узнал, кто все это делает – это было со стороны Сергея Филина, который шел на руководящий пост и очень себя в этом видел.

…Когда Филин пришел в Большой театр, и Родькина, и Анжелину Воронцову, которые на тот момент были моими учениками, конечно с ними «работа» проводилась колоссальная. От них требовали только одно – чтобы они от меня ушли официально и написали бумагу, что они со мной не хотят работать. Чтобы это на следующий день появилось в интернете, что даже ученики не хотят с ним работать…

О некоторых учениках:

…Это один из самых лживых людей, которых я встречал в жизни. Более лживого, лицемерного человека, я никогда не видел. В момент, когда он перешел в Академию с просьбой просмотреться, а потом с просьбой принять его и так далее, было большое количество людей, которые мне говорили плохо об этом ребенке. Мне это было неприятно и я не верю никогда в такие вещи, но надо было послушать…

…Я выпускал Элеонору Севенард и мне не стыдно. Эля – одна из самых, я считаю, выдающихся выпускниц Академии и, когда она танцует, мне не стыдно…

О том, кто следит за вводом артистов в спектакли Григоровича:

Он сам обычно отслеживает. Был период, когда он в театр не приходил, с 1995 года почти по 2001, но он знал всегда, кто станцевал в его спектаклях, но никогда ничего не предпринимал. Сейчас, я знаю и он мне сам об этом говорил, что он против некоторых артистов высказывался и не хочет, чтобы эти артисты танцевали те или иные роли. К сожалению, руководство Большого себя ведет за гранью по отношению к нему. Они, конечно, всегда говорят, что Григорович никаких официальных заявлений не делал, но Юрий Николаевич вообще не склонен делать официальные заявления. Он никогда не ответил ни на одно хамство, у него вообще другой характер и если честно, я ему немного завидую…

Смотрите полное и одно из самых откровенных интервью за последнее время: