BomBibom #2 BMW M3

16 November 2019
451 full read
3 min.
727 story viewsUnique page visitors
451 read the story to the endThat's 62% of the total page views
3 minutes — average reading time
Posted on 15/11/2019 by SpectreR42

Итак, после BomBibom #21 следует #2 и вот почему: если та М3 была моделью 1986-го года, то эта – 1988-го. Хотя на самом деле 1987-го. А на вкладыше написано “1990”. Раздосадованный читатель резонно спросит: “что за ерунда, почему столько загадок вокруг машины, которая наверняка выпущена в конкретный день какого-то конкретного года?”. Попытаемся разобраться.

Одна из отличительных особенностей – чёрные решётки рядом с противотуманками в бампере.
Одна из отличительных особенностей – чёрные решётки рядом с противотуманками в бампере.
Одна из отличительных особенностей – чёрные решётки рядом с противотуманками в бампере.

Турецкие издатели отчего-то очень полюбили сочетание цифр “1”, “9”, “9”, “0” и в большинстве вкладышей указывали его, как год выпуска. Например, в первом десятке серии 9 машин – 90-го года выпуска. Во втором, кстати, тоже. Остаётся догадываться, почему так, но можно смело утверждать, что это неверно (по мере освещения Бомбибомов мы ещё не раз в этом убедимся).

Значит, в остатке у нас 1987-й или 88-й годы.

Шикарная комплектация –  для янки  сразу в базе.
Шикарная комплектация – для янки сразу в базе.
Шикарная комплектация – для янки сразу в базе.

Для начала, несколько слов о машине на фото. Это – версия для рынка Северной Америки, т.е. для США и Канады. Отличить её можно по боковым габаритным огням на бампере (таковы местные требования безопасности), чёрным вентиляционным отверстиям рядом с противотуманками и высоко расположенному третьему стоп-сигналу (но он, естественно, сзади, на фото этого не увидишь при всё желании). А ещё у “американцев” базовое оснащение было значительно богаче европейского (для США – это кожаный салон вместо тканого, электростеклоподъёмники вместо ручных, круиз-контроль, кондиционер, люк, бортовой компьютер, а к концу выпуска и подушка безопасности водителя; для Канады – всё тоже самое, только с подогревом передних сидений, но без эирбэга), двигатель – только с каталитическим нейтрализатором (поэтому мощность – безальтернативные 195 л.с.), а коробка передач – с привычной H-образной схемой переключения, но иными передаточными числами.

Привычная схема переключения передач. Справедливости ради, повезло не только американцам, но и японцам (правда, не сразу).
Привычная схема переключения передач. Справедливости ради, повезло не только американцам, но и японцам (правда, не сразу).
Привычная схема переключения передач. Справедливости ради, повезло не только американцам, но и японцам (правда, не сразу).

Цвет – Henna Red (“красная хна” по-русски), код краски – 052. Использовался с марта 1986-го по август 1987-го. А поскольку официальные поставки в Америку начались в марте 87-го, то получается, что М3 на фото как раз этого года! Что ж, пишем “1987”?

В общем да… Но нет!

Дело в том, что официально BMW M3 в Америке была представлена, как модель 1988-го года. Вот только 88-й модельный год наступил в сентябре 1987-го. Наша машина выпущена самое позднее в августе, но и она считается моделью 88-го года. В BMW так поступили, чтобы якобы соответствовать стандартам топливной экономичности, введённым в то время в США. Но так ли это на самом деле – вопрос открытый. Скорее всего, ситуация гораздо проще: рынок Америки был так важен для мюнхенцев, что они решили вывести машину на полгода раньше, но при этом не заморачиваться с будущими изменениями, введёнными в сентябре. Но всё это не так важно.

А  вот это уже полноценная модель 88-го года цвета Cinnabar Red, в который  машины для американского рынка начали окрашивать в сентябре 1987-го.
А вот это уже полноценная модель 88-го года цвета Cinnabar Red, в который машины для американского рынка начали окрашивать в сентябре 1987-го.
А вот это уже полноценная модель 88-го года цвета Cinnabar Red, в который машины для американского рынка начали окрашивать в сентябре 1987-го.

Важно то, что туркам следовало указать на вкладыше максимальную скорость 230 км/ч, объём двигателя оставить как есть (но если уж совсем быть точным, то нужно написать 2302 см3), а год выпуска – 1988-й.

Но 1987-й год запомнился не только выводом M3 на американский рынок, но и началом производства особых версий, сперва необходимых для омологации гоночных машин, а потом уже и для того, чтобы отметить свои победы на гоночных трассах.

***

Всё началось в феврале 1987-го года с выпуска Evolution I, созданной для омологации гоночной версии текущей спецификации. Из значимых изменений – усиленная головка блока цилиндров при неизменной мощности в 200 л.с. Внешне практически не отличается от обычной “эмки”. За 3 месяца выпущено 505 машин.

1987 BMW M3 Evolution I
1987 BMW M3 Evolution I
1987 BMW M3 Evolution I

Но внутри этой серии была более эксклюзивная и ценная – Tour de Corse, выпущенная в апреле 1987-го года в количестве 40 экземпляров. Она была создана подразделением BMW France специально для рынка Франции в честь победы на одноимённом ралли экипажа Бернара Бегина и Жан-Жака Люнне, выступавших на М3. Отличается богатой комплектацией, с памятными табличками и 16-дюймовыми колёсами.

Пронумерованная табличка версии Tour de Corse с автографами гонщиков Бернара Бегина и Жан-Жака Люнне.
Пронумерованная табличка версии Tour de Corse с автографами гонщиков Бернара Бегина и Жан-Жака Люнне.
Пронумерованная табличка версии Tour de Corse с автографами гонщиков Бернара Бегина и Жан-Жака Люнне.

1988-й год – Evolution II (кстати, это неофициальное название, в BMW эту модификацию принято именовать просто Evolution, потому что, по мнению баварцев, упомянутый выше Evolution I не сильно отличался от стандартной модели). Здесь уже изменения посерьёзнее: в двигателе новые поршни, облегчённый маховик, улучшенный впуск, увеличенная степень сжатия 11:1, а потому и мощность выросла на 10% – до 220 лошадей.

Отличительная особенность двигателя S14B23 EvoII – белая клапанная крышка с триколором BMW Motorsport.
Отличительная особенность двигателя S14B23 EvoII – белая клапанная крышка с триколором BMW Motorsport.
Отличительная особенность двигателя S14B23 EvoII – белая клапанная крышка с триколором BMW Motorsport.

Из визуальных изменений – более массивный передний спойлер-юбка, тормозные воздуховоды вместо противотуманных фар, дополнительный аэродинамический элемент под задним антикрылом, более крупные 16-дюймовые колёса. Из незаметного: стёкла стали тоньше, крышка багажника и бамперы облегчены. Благодаря всему этому динамика несколько улучшилась – максималка теперь почти 240 км/ч.

Массивный передний сплиттер и отсутствие противотуманок бросаются в глаза.
Массивный передний сплиттер и отсутствие противотуманок бросаются в глаза.
Массивный передний сплиттер и отсутствие противотуманок бросаются в глаза.
С  марта по июнь 1988-го года выпущен всего 501 экземпляр, поэтому каждая  машина пронумерована особой табличкой. Обратите внимание на спойлер под  задним антикрылом.
С марта по июнь 1988-го года выпущен всего 501 экземпляр, поэтому каждая машина пронумерована особой табличкой. Обратите внимание на спойлер под задним антикрылом.
С марта по июнь 1988-го года выпущен всего 501 экземпляр, поэтому каждая машина пронумерована особой табличкой. Обратите внимание на спойлер под задним антикрылом.

Июнь 1988 – BMW M3 Cabrio. Как мы уже писали в прошлом выпуске, прототип кабриолета был впервые показан во Франкфурте в 1985-м году, имел под капотом 6 цилиндров и полный привод. Серийная же машина технически почти полностью повторяла купе M3, за исключением усиленных элементов кузова (а в следствии этого и увеличившегося на 160 кг веса), иных пружин и амортизаторов. Из визуальных отличий, помимо отсутствия крыши – стандартная крышка багажника без антикрыла. Всего с 1988-го по 1991-й годы выпущено 786 экземпляров.

Знакомое  изображение, правда? Вспомните вкладыш Turbo №125.  Кстати, это самый  быстрый серийный кабриолет своего времени: на старте продаж это 228 км/ч  максималки и 7,3 сек. до сотни, модели 1990-го года разгонялись уже до  239 км/ч.
Знакомое изображение, правда? Вспомните вкладыш Turbo №125. Кстати, это самый быстрый серийный кабриолет своего времени: на старте продаж это 228 км/ч максималки и 7,3 сек. до сотни, модели 1990-го года разгонялись уже до 239 км/ч.
Знакомое изображение, правда? Вспомните вкладыш Turbo №125. Кстати, это самый быстрый серийный кабриолет своего времени: на старте продаж это 228 км/ч максималки и 7,3 сек. до сотни, модели 1990-го года разгонялись уже до 239 км/ч.

Октябрь-декабрь 1988 – BMW M3 Europameister (“Чемпион Европы”). Ограниченная серия из 148 экземпляров, выпущенная в честь победы Роберто Равальи в европейском кузовном чемпионате. Отличается богатой комплектацией, памятными табличками и 16-дюймовыми колёсами в стандарте. Двигатель стандартный, с катализатором и на 195 сил.

Эта серия окрашивалась только в особый цвет  Macao Blue metallic .
Эта серия окрашивалась только в особый цвет Macao Blue metallic .
Эта серия окрашивалась только в особый цвет Macao Blue metallic .
Отличительная табличка серии, подписанная Роберто Равальей.
Отличительная табличка серии, подписанная Роберто Равальей.
Отличительная табличка серии, подписанная Роберто Равальей.

1989 – BMW M3 Johnny Cecotto/ Roberto Ravaglia Edition. Суммарный тираж – 505 экземпляров, из них 480 M3 Cecotto и лишь 25 M3 Ravaglia (выпущенных специально для рынка Великобритании). Машины имени Чекотто окрашивались тремя цветами: Misano Red (красный), Nogaro Silver Metallic (серебристый) и Macao Blue Metallic (тёмно-синий металлик). С серией “Равалья” всё ещё проще: 16 машин выкрашены в Misano Red, оставшиеся 9 – в Nogaro Silver Metallic.

Отличительной особенностью этой серии являются клапанные крышки, выкрашенные в цвет кузова.
Отличительной особенностью этой серии являются клапанные крышки, выкрашенные в цвет кузова.
Отличительной особенностью этой серии являются клапанные крышки, выкрашенные в цвет кузова.

Из визуальных отличий – чернёные диски BBS на 16 дюймов, хромированная выхлопная труба, обвес от Evo 2 (только вместо тормозных воздуховодов в переднем бампере установлены противотуманки), именная табличка в салоне с порядковым номером и росписью либо Джонни Чекотто, либо Роберто Равальи, ручка переключения передач с подсветкой (в будущем это станет отличительной особенностью многих “эмок”), а под капотом – стандартный двигатель от М3 с клапанной крышкой в цвет кузова.

Главная отличительная черта – чёрные колёсные диски.
Главная отличительная черта – чёрные колёсные диски.
Главная отличительная черта – чёрные колёсные диски.

Кстати, к 1989-му году двигатель M3 развивал уже 215 л.с., что позволило увеличить максимальную скорость до 241 км/ч.

Именная  табличка, подписанная гонщиком Джонни Чекотто (он выиграл кузовной  чемпионат ITC в 1989-м году на М3). Данный экземпляр принадлежал Джею  Кею, лидеру группы  Jamiroquai .
Именная табличка, подписанная гонщиком Джонни Чекотто (он выиграл кузовной чемпионат ITC в 1989-м году на М3). Данный экземпляр принадлежал Джею Кею, лидеру группы Jamiroquai .
Именная табличка, подписанная гонщиком Джонни Чекотто (он выиграл кузовной чемпионат ITC в 1989-м году на М3). Данный экземпляр принадлежал Джею Кею, лидеру группы Jamiroquai .

Была ещё одна версия, которую вроде бы к М3 и не отнесёшь, но без неё картина получится неполной. Речь идёт о “итальянской M3” BMW 320is, специально разработанной для рынков Италии и Португалии. Визуально – это практически обычный седан Е30 (в том числе и 4-дверный!), но вот двигатель…

На вид – обычная “трёшка” в М-пакете.
На вид – обычная “трёшка” в М-пакете.
На вид – обычная “трёшка” в М-пакете.

Это был двухлитровый агрегат с индексом S14B20. Да-да, младший брат двигателя M3. Не знаю, как сейчас, но в то время в Италии автомобили с двигателем объёмом более двух литров облагались повышенным налогом (“на роскошь”: почти как в России, только у нас ограничение суммой в 3 млн. рублей), поэтому в то время у них было очень много невиданных двухлитровых машин. Так вот, S14B20 развивал со своего объёма неплохие даже по нынешним временам 192 л.с. при 6900 об/мин. И это атмосферный двигатель.

Коробка передач, кстати, тоже от М3.

Вот такой сзади то ли спойлер, то ли антикрыло.
Вот такой сзади то ли спойлер, то ли антикрыло.
Вот такой сзади то ли спойлер, то ли антикрыло.

Из визуальных отличий для двухдверной машины – сдвоенные хромированные патрубки выхлопа, особые 14-дюймовые легкосплавные диски, небольшое антикрыло и обвес M-technic, который за доплату можно было поставить и на обычную “трёшку”. Динамика вполне неплохая: 227 км/ч максималки и 7,5 сек. разгона до сотни.

Всего с 1987-го по 1990-й г. выпущено 1205 4-дверных седанов и 2540 двухдверок. В общем, машина тоже достаточно редкая.

А седан вообще не отличить от стандартной машины, если б не сдвоенный хромированный выхлоп.
А седан вообще не отличить от стандартной машины, если б не сдвоенный хромированный выхлоп.
А седан вообще не отличить от стандартной машины, если б не сдвоенный хромированный выхлоп.

И вот теперь мы переходим к самой главной машине среди всех Е30 того времени, к царю-М3

Окончание следует.

Узнаёте?
Узнаёте?
Узнаёте?