Что нового было в ИЖ Юпитер-5 (6.113)?

12 November 2018
ИЖ Юпитер-5 (6.113)
ИЖ Юпитер-5 (6.113)

В 1985 году появился красавец Юпитер-5. С изящным оформлением безозобака и изрядно модернизированным двигателем с иным динамическим характером, нежели у предшественника. Главной же задачей, решаемой его появлением, было намерение вернуть Юпитеру славу очень надежного мотоцикла, которая несколько пошатнулась на переходе от третьего к четвёртому поколению.

Хорош ли был 5й Юпитер? Он был лучше предыдущего. По традиции - не сильно. И, как обычно, для этого был отличный повод - "новый мотоцикл" должен был сохранять "совместимость" с моделями предыдущих поколений. Такая стратегия допускает лишь медленную эволюцию.

ИЖ Юпитер-5 (6.113)
ИЖ Юпитер-5 (6.113)

Набор отличий на 1985 год

Как сказано в статье инженера "Ижмаша" М.Перепелицы в статье, опубликованной в январском "За Рулём" 1985 года:

При разработке этих мотоциклов конструкторы стремились максимально учесть замечания и пожелания, высказанные владельцами «юпитеров» четвертого поколения.

Мы знаем, что ИЖ-Ю5 действительно оказался более сбалансированным мотоциклом, чем Ю4. Попробуем привести здесь наиболее полный список изменений и ответить на вопрос, за счет чего это произошло:

  • Подобраны более выгодные фаз газораспределения и улучшена продувка цилиндра;
  • 24 л.с. вместо 28л.с. "Избыточная" максимальная мощность перешла на средние обороты. Двигатель стал более эластичным;
  • Контрольный расход топлива уменьшился с 6,2 до 5,9 л/100км;
  • увеличена износостойкость колец;
  • улучшена герметизация картера;
  • усовершенствованы механизм кик-стартера;
  • применено фланцевое крепление выхлопных труб;
  • новый руль с эластичным креплением;
  • благодаря применению в обмотке катушки провода с увеличенным сечением, повышена мощность искрообразования;
  • усовершенствованный приборный щиток;
  • в целях повышения надежности пересмотрена электрическая схема;
  • уменьшено количество штеккерных соединений цепи;

Итак, "невиданная мощность" 28 сильного двигателя ушла в прошлое, компенсацией этому стал более ровный характер его работы и значительный прирост мощности на средних оборотах. Нарекания по саморазбирающимся штеккерам привели к уменьшению количества штеккерных соединений, а тем, кто жаловался на то, что грязь забивает передний щиток, предполагали вернуть архаичное поднятое крыло.

Работа над ошибками

Модернизированный в 1988 году Юпитер-5-01
Модернизированный в 1988 году Юпитер-5-01

Уже через 3 года, появляется модернизированная модель с индексом "01", с новым оформлением бака, крышек ящиков, крыльев и сиденья. Именно таких мотоциклов у нас осталось больше всего.

Красивее ли стало оформление - вопрос спорный, но новый бак появился из-за того, что мотоциклисты жаловались на металлические накладки по бокам оригинального бака. Его было неудобно сжимать коленями.

Оправдывал ли Юпитер ожидания современников? В 1988 - возможно и да, но давайте посмотрим, что печатал журнал "За Рулём" уже в феврале 1991 года:

Не верится, что на заводах в Ижевске и Вятских Полянах не знают об этих и других недоработках. Устранить их, как всегда, мешает множество трудностей — разумеется, объективных и при этом таких привычных... Но борьба с ними вряд ли может изменить судьбу «Юпитера». Ветеран честно отработал свой век, и не стоит растягивать его агонию. Мотоциклисты заждались по-настоящему новой машины.
А. СИДОРОВ, инженер

Но новой машины, как мы знаем, так и не появилось. Совсем скоро и заждавшимся мотоциклистам стало совсем не до этих новых машин....

Технические характеристики
ИЖ-6.113 "ЮПИТЕР-5"

В скобках - отличающиеся данные по ИЖ-6.114 "Юпитер 5К"

Двигатель: двухтактный, двухцилиндровый, воздушного охлаждения;
Рабочий объем: 348 см3;
Размеры цилиндра: 62x57,6;
Cтепень сжатия: 9,3;
Мощность: 24 л. с./18 кВт при 4800— 5600 об/мин;
Топливо: смесь бензина АИ-93 или А-76 и масла 25:1;

Cцепление: многодисковое, в масляной ванне;
Коробка передач: четырехступенчатая;
Передаточные числа:
I — 3,17; II — 1,81; III — 1,26; IV — 1,0;
Моторная передача: цепная 2,57;
Задняя передача: цепная 2,22.

Рама: трубчатая, сварная;
Передняя вилка — телескопическая;
Задняя подвеска — маятниковая,
с регулируемым усилием пружин и гидравлическими амортизаторами;
Ход передней подвески, мм: 155;
Ход задней подвески, мм: 90;

Размеры, мм: 2170(2220)x810(1700)x1170(1300);
База, мм: 1450
Дорожный просвет, мм: 135 (125) мм;
Cухая масса: 160 (255) кг;
Максимальная нагрузка: 150 (265) кг;

Напряжение электрооборудования, В: 12;
Мощность генератора, Вт: 100;

Максимальная скорость, км/ч: 125 (95);
Время разгона на участке 400 м, с: 21 (27);
Тормозной путь со скорости 60 км/ч, м: 23 (25);
Контрольный расход топлива л/100км: 5,9 (7,1);
Запас топлива: 17 л.

Внедорожная версия с поднятым крылом а-ля "Третье поколение" и запаской
Внедорожная версия с поднятым крылом а-ля "Третье поколение" и запаской