MZ - мотоциклы из Цшопау. Гордость ГДР

22 March 2018

MZ TS 250/1
MZ TS 250/1

Мотоциклы MZ из ГДР не так хорошо известны в нашей стране, как JAWA, CZ или даже Pannonia. Несмотря на очень благосклонное отношение Москвы к заводу из Цшопау (это видно по регулярным публикациям "За Рулём", одобряющих действия завода), по определенным причинам, СССР не импортировал эти мотоциклы. Получается, что в теории, люди интересующиеся техникой, знали MZ только теоретически, а не особенно интересующиеся - вообще не знали.

Тем не менее, это одна из самых интересных социалистических марок мотоциклов. И с точки зрения техники, и с точки зрения истории.

Чего только не происходило с этим предприятием! И национализация после войны, и смена нескольких имен DKW -> IFA -> MZ -> Muz -> снова MZ, несколько мировых титулов в многодневке, упущенный из-за предательства гонщика-перебежчика титул в Чемпионате Мира по кольцевым мотогонкам, успехи производства, экспорт в 100 стран, продажа лицензий, приватизация, несколько банкротств и возрождений и окончательное закрытие в 2013.

Обычный конец, постигший большинство социалистических мотозаводов. Техника СЭВ, находившаяся в тепличных условиях, словно сумчатые в Австралии, эволюционно вымерла столкнувшись с конкуренцией Техники Запада, которая вырастила свои зубы в жесточайшей конкуренции.

Все же, мотоциклы MZ очень интересные, предлагаю познакомиться с самой красивой, на мой взгляд, моделью MZ TS 250/1.

Хребетное создание

MZ TS 250/1
MZ TS 250/1

TS 250/1 отличается лёгким, воздушным дизайном. Двигатель будто парит в воздухе - глаз сразу замечает отсутствие труб перед цилиндром. Это - главная конструктивная особенность четвертьлитрового мотоцикла, который, несмотря на небольшой объем, может спокойно соперничать с 350 кубовой техникой из Чехословакии и СССР.

Вся конструкция - следствие применения хребтовой рамы, вместо традиционных рам закрытого типа - одинарной или дуплексной.

Рама MZ TS 250
Рама MZ TS 250

На фото сверху отлично видна вся экипажная часть мотоцикла. Сдвоенная труба, образующая хребет над двигателем обеспечивает очень высокую жесткость рамы, что положительно сказывается на управляемости мотоцикла. Существенное влияние на управляемость также оказывает упругое крепление двигателя в двух точках: за головку и сзади картера. При повороте, из-за отсутствия передней нижней точки, двигатель несколько отклонялся и доворачивал мотоцикл.

Технические характеристики:

Двигатель: 244cc, воздушник, 2 такта

Размер цилиндра: 69 x 65

Мощность: 21 л.с. @ 5200об/мин

Момент: 25,5Nm @ 4600-5200об/мин

Сухой вес: 130 кг

Объем бака: 17,5 л.

Степень сжатия: 9,5-10:1

Количество скоростей: 4

Длина: 2075

Высота по седлу: 730mm

Переднее/заднее колесо: 3,00 x 16“/3,50 x 16“

Ход передей задней подвески: 185 / 105

Тормоза: барабанные 160мм

Максимальная скорость: 130 км/ч

Ускорение 0-80км/ч: 7.1 сек

Уникум из ГДР

Все-таки жаль, что СССР не перепало этих мотоциклов. Сделанные добротно и надежно, на основе опыта в кольцевых гонках и эндуро, имея хорошие эксплуатационные показатели, MZ пользовались спросом не только в странах СЭВ, но и в Западной Европе.

Ява была хороша в городе, но на селе выигрывали грубоватые ИЖи. К сожалению MZ, мы могли не получить их как раз из-за их универсальности. Конкуренция продукции Ижевского Завода Москве была ни к чему: cоветским гражданам вполне было достаточно имеющихся моделей мотоциклов.

MZ TS 250/1. Модель 1/24 от ATLAS
MZ TS 250/1. Модель 1/24 от ATLAS