Почему "Запорожец" не стал народным автомобилем СССР?

Советская реклама недорогого семейного автомобиля
Советская реклама недорогого семейного автомобиля

Автомобили служат хорошим индикатором благосостояния народа любого государства. Только речь идет не о бронированных лимузинах президентов, не о сверкающих фальшивым хромом премиумных кроссоверах нуворишей. Речь идет о самых дешёвых автомобилях, доступных широким массам. Не так давно нашими кандидатами на звание народных были "Солярисы" и "Логаны", но теперь мы нашинаем деэскалацию до "Грант" и "Ондошек"...

А что было в самом социалистическом государстве всех времен? Был ли у СССР свой народный автомобиль? Давайте вспоминать!

Победившая в Войне страна не особенно нуждалась в личном четырёхколёсном транспорте в послевоенные годы. Все силы первого десятилетия были направлены на восстановление. Но к середине 50х стало понятно, что какой-то автомобиль народу всё-таки нужен: СССР уже неприлично отставала по автомобилизации от развитых стран. Так в 1960 году появился малолитражный автомобиль "Запорожец" ЗАЗ-965, на который возлагались большие надежды.

К сожалению, все мы знаем, что машина получилась сырой. Сразу стало понятно о критических конструктивных недостатках:

  • Непродуманная система воздушного охлаждения;
  • Низкий ресурс двигателя из-за склонности к перегреву;
  • Низкий ресурс двигателя из-за недостаточного качества изготовления;
  • Низкий ресурс двигателя из-за ошибок его конструкции;
  • Низкий ресурс элементов подвески;
  • Отсутствие вменяемой управляемости;
  • Пожароопасный автономный отопитель.

Эти проблемы можно перечислять и далее. Но важнее другое, машина имела ряд достоинств. Если бы достоинства были акцентированы, а проблемы с качеством, равно как и конструктивные ошибки, были бы оперативно устранены, СССР мог получить отличный народный автомобиль! Не хуже (а, уверен, лучше, чем ФИАТ-500)

Но всё пошло не так!

ЗАЗ-968М - "разрез в натуре"
ЗАЗ-968М - "разрез в натуре"

По странной причине, главным недостатком был признан размер автомобиля. И, кажется, именно на это был сделан основной упор, когда началось проектирование новой машины ЗАЗ-966.

Да, он был лучше. Его размеры позволяли нормально вместить четырёх (а, при желании, и пять человек). Он обладал новым более мощным двигателем и современными на тот момент формами кузова. Но... как простой советский человек должен был себя чувствовать, получая:

  • в начале - старый двигатель из-за того, что не успели с новым;
  • лишь частично решённые проблемы с охлаждением;
  • нерешенные корневые конструктивные ошибки;
  • нерешённые проблемы качества;
  • тот же самый автономный отопитель, который мог спалить и машину и людей!

Но, даже это не самое печальное! Советский человек смог бы справиться (и всегда справлялся) со всеми перечисленными проблемами, исправляя недостатки или закрывая на них глаза. Но как мог он справится с тем, что простой "Запорожец" так и не стал массовым! Завод не смог выйти на приемлемую цифру выпуска автомобилей (это обычно объясняется сосредоточением сил на "стройке века" - ВАЗ) и, как результат, снова дефицит, снова завышенная стоимость - честно работающий на благо страны человек снова не может себе купить автомобиль.

Это говорит о том, что наша плановая экономика не ориентировалась на нужды своего народа, постоянно относясь к нему по принципу: "ничего - потерпите, пояса подтяните...".

Цитируем откровенную статью из За Рулём 9/1993 "Россия автомобильная - была, есть, будет ли?"

Конечно, сегодня с уверенностью можно сказать, что решение высшего руководства бывшего СССР о его строительстве при технической помощи итальянского концерна ФИАТ не было тогда логическим развитием какой-либо продуманной социальной концепции. Задачи ставились отнюдь не связанные с развитием народной автомобилизации в стране. Нет, речь шла о решении проблем исключительно фискального характера: необходимо было изъять массу нереализуемых денег, которые уже в то время стали скапливаться у населения из-за недостатка как продовольственных, так и промышленных товаров.

Руководство СССР просто не ставило задачи обеспечить народ достойным личным транспортом.

Новые Жигули и Москвичи находились за пределами доступности простых людей, они "правильно" распределялись, на них стояли в очереди годами. Запорожцев было еще меньше и даже они были слишком дороги. Б/у машины можно было приобрести только за приличные деньги и только при соблюдении неких "специальных условий".

Досада от того, что ты всю жизнь работаешь ради того, чтобы ездить на старом непотребном Запорожце (когда в Европе люди свободно ездят на новых Эскортах и Асконах), в конце 80х переросла в недовольство, переросшее в крах огромной страны, страны, которая могла покорять космос, но не была способна обеспечить свой народ простой, но добротной машиной.

Недоделали, недопроектировали, мало изготовили? Ну ничего, потерпите еще лет 30, вам же это не в первой!
Недоделали, недопроектировали, мало изготовили? Ну ничего, потерпите еще лет 30, вам же это не в первой!