Брянская эпопея. Счастливый финал

1k full reads
1,3k story viewsUnique page visitors
1k read the story to the endThat's 78% of the total page views
3 minutes — average reading time

Фото с сайта Брянского театра драмы
Фото с сайта Брянского театра драмы
Фото с сайта Брянского театра драмы

Самое начало: Турция, или Как меня сюда угораздило

Я работала в театре три года. И в пять раз дольше – журналисткой, пишущей о культуре. Но никак не могу абстрагироваться и написать внятную рецензию на спектакль по собственной пьесе.

Знаете, сколько пресс-конференций я провела, рецензий написала, релизов составила? Сколько с авторами, режиссерами, актерами, композиторами, драматургами общалась? И вот подхожу к театру, на котором висит огроменная красная афиша с моей фамилией, и не понимаю, что я там буду делать. Что вообще происходит:)

Но стоит войти со служебного входа, как ноздри раздуваются, и даже мой вконец заложенный нос чувствует «запах кулис», который за 10 лет, оказывается, никуда из памяти не исчез. И я откуда-то знаю, где кабинет директора, как пройти за сценой, где гримерки и выход в фойе.

***

Да я смотрела из «директорского» шестого ряда сотни репетиций, прогонов, сдач и премьер. Но не в качестве драматурга. После сдачи был худсовет, на котором нужно было честно и не оскорбительно (художника легко обидеть:) сказать свое мнение. Компетентно и аргументированно, а не на уровне нравится/ не нравится. Или после премьеры написать рецензию. И я с этим много лет успешно справлялась.

А сейчас происходит следующее: «Это прекрасно, восхитительно, ошеломляюще и волнительно, ой, мамочка! Это же они мои слова поют! А музыка, музыка! Чудо какое, будто всегда была, будто я ее сочинила. Ой, какие классные костюмы у них! А декорации крутые, лаконичные, но до мурашек передающие атмосферу всего, что я задумала. Голос, голос у актера какой! Боже, полторы октавы! Хореография шикарная! Они же устанут за 50 минут. Как двигаются! Я уже люблю режиссера! Как точнехонько вот здесь все подтянулись и подхватывают монолог и расходятся на партии, будто мячик перебрасывают друг другу. А здесь какая тонкая отсылка к «Опере нищих». А какой ход гениальный – тандемы создать. Не только главные в паре работают, практически все. И акценты смещаются, движутся. Как динамично! И эта ромашка, сейчас расплачусь, так романтично»

Как-то так я смотрела свой спектакль первые 15 минут:)

Фото с сайта Брянского театра драмы
Фото с сайта Брянского театра драмы
Фото с сайта Брянского театра драмы

***

Поэтому теперь прошу директора прислать мне видеозапись, чтобы посмотреть еще раз (сто).

Нет, «тряпка собралась» в итоге:) И все, что можно улучшить, по моему мнению, я озвучила художественному руководству за чаем сразу после спектакля.

Но на пресс-конференции опять чуть не впала в ступор. Если бы директор не спросил, как я написала пьесу, мне и говорить было нечего, кроме благодарственного лепета.

А пьесу я написала так.

***

Все началось 20 лет назад. Благодаря моей дочери Марине. Именно она подарила мне на 26-й день рождения щенка. Не дожидаясь, пока это сделает Дед Мороз или ее родители решатся-таки завести собаку.

А потом она пошла заниматься в детскую театральную студию «Сказка». И ее руководитель – композитор, музыкант и дирижер Глеб Гавриилович Александров – попросил меня сочинить пьесу для детей. Я изумилась несказанно, потому что писала серьезные культурные статьи:) Да и не уверена была, что у меня получится. Но тут дочь сказала: «Мамочка, почему ты все время пишешь скучные статьи и не сочинишь для меня сказку».

Так для Марины появилась пьеса «Счастливого Рождества, Мэри!». А для ее театра – мюзикл «Отважный щенок Бенджамин». Глеб Гавриилович сказал тогда, что это гениально. Что это будет круче «Кошек». Что он напишет такую классную музыку. И он бы создал прекрасный мюзикл, я знаю. Если бы не умер.

***

Пьеса легла в стол. Я ведь вовсе не собиралась становиться драматургом. Потом, на волне возникновения литературных сайтов, опубликовала ее в интернете на нескольких литпорталах, вместе со стихами и другими произведениями. Это было в 2004 году.

Сейчас тексты пьес можно прочесть и скачать здесь: https://www.litres.ru/elena-atay-21147886/

***

Когда судьба, а точнее Борис Иванович Луценко привел меня в Русский театр в качестве завлита, уж тем более у меня не возникло мысли кому-то показывать свои пьесы или отправлять по театрам. Я входила в кабинет и первое что видела, в углу, прямо на полу, гора конвертов А4. Там были рукописи и сопроводительные письма, которые начинались одинаково: «Я молодой начинающий драматург. Хочу представить вам свою гениальную пьесу». Я их честно читала. Все. И отвечала всем. Но гора конвертов не иссякала.

Что-то предлагала режиссерам. Пыталась. А вдруг «зацепит». Кое-кого из «современных белорусских драматургов» привела к худруку буквально за руку. Их даже поставили. Но, откровенно говоря, ничего гениального среди этого всего не было. Может быть, я просто читала в жизни слишком много хорошей литературы.

Это был мой ответ на вопрос, прозвучавший на пресс-конференции, почему я никому не показывала свои пьесы 20 лет. Я и не собиралась.

И вот теперь – чудо!

Фото с сайта Брянского театра драмы
Фото с сайта Брянского театра драмы
Фото с сайта Брянского театра драмы

***

Я не знаю каким именно образом режиссер Брянского театра искал в интернете для постановки детскую пьесу. Даже не представляю, что он набирал в гугле или яндексе, чтобы попасть на страницу литературного сайта, где 15 лет назад был опубликован мой мюзикл про собак.

Иначе, чем судьбой, это не назовешь. Мой электронный адрес там был. Он написал сразу. А я, признаться, думала, что меня разыгрывают. И пошла гуглить, действительно ли Анатолий Слюсаренко – главный режиссер Брянского драматического театра:)

И его «зцепило». И появился композитор – Александр Стрекалов. Который сначала вообще не понял, что со всем этим делать. Но, в конце концов, его «зацепило» тоже. И художник-постановщик Александр Малыгин, когда прочел текст, сумел такие глубины в нем рассмотреть, которых даже я не предполагала. И актеры так прониклись судьбами собак.

Фото с сайта Брянского театра драмы
Фото с сайта Брянского театра драмы
Фото с сайта Брянского театра драмы

***

Меня сразу же многие определили в зоозащитницы и зааплодировали тому, что я своей пьесой пытаюсь спасти собак. Конечно, я очень хочу защитить их. Но на самом деле, смысл в том, чтобы спасти людей. От самих себя. От того зла, которое они творят, пусть не специально. Ведь люди в моей пьесе не злые. И собаки оказались брошенными лишь в силу обстоятельств. Все еще можно исправить.

Но главное здесь не законы (кстати, в день сдачи спектакля в России был принят-таки закон о защите животных, и это здорово), не реформы. Все исправить смогут дети, которые сидели в зале и, затаив дыхание, внимательно следили за тем, что происходит на сцене. Им адресовано это послание. И я счастлива видеть, что они его понимают. И смогут объяснить взрослым, научить их. Как моя шестилетняя дочка когда-то научила меня, что ничего невозможного нет. И не стоит ждать Деда Мороза, чтобы творить чудеса.

Подписывайтесь! Працяг будзе:)

Предыдущая глава: Брянская эпопея. Мы едем на премьеру

Продолжение: казан диби - мой любимый турецкий десерт №2