17 026 subscribers

Правда о голом казаке на печати Войска Донского - продолжение темы

1,1k full reads
2,8k story viewsUnique page visitors
1,1k read the story to the endThat's 41% of the total page views
3 minutes — average reading time
Правда о голом казаке на печати Войска Донского - продолжение темы

Я уже пересказывала легенду про голого донского казака, изображённого на печати Войска Донского. Эта легенда давно гуляет по ростовским СМИ, краеведческим изданиям и различным сайтам.

Даже в Википедии описана та же история с голым и пьяным казаком на бочке.

Напомню, печать эта была дарована донским казакам в 1704 году Петром I. И выглядела она так.

Печать Войска Донского 1704 года
Печать Войска Донского 1704 года

По легенде, Пётр I встретил в Черкасске (ныне – Старочеркасская) пьяного голого казака, сидящего на бочке с вином. Побеседовали они. И так появилась эта печать.

Пётр I действительно был в Старочеркасске. В 1695, 1696, 1699, а затем и 1709 году.

Но был ли голый казак?

«А казак-то голый!»

С первого взгляда на печать действительно кажется, что казак – голый.

Донские казаки тоже не углядели одежды на печати. И возмутились: «А казак-то голый!»

Старики стали придумывать пристойные объяснения изображению. Мол, донской казак мог пропить всё, кроме оружия.

Печать Войска Донского на стене здания в станице Старочеркасской
Печать Войска Донского на стене здания в станице Старочеркасской

Слышал легенду о голом казаке и известный историк А. Ригельман, написавший классический труд «История или повествование о Донских казаках» (1846 г.). В этой истории Ригельман описал, что на бочке сидит голый казак в шапке, а на бочке перед ним стоит чарка с вином. И тем самым закрепил легенду на века в истории донского казачества.

Оттуда и пошли более поздние вариации легенды о голом казаке. Их на полном серьёзе переписывают и публикуют известные донские журналисты и краеведы. А экскурсоводы рассказывают туристам байки о голом казаке на печати Войска Донского.

Страница книги "Земля Донская" Ю. П. Супруненко
Страница книги "Земля Донская" Ю. П. Супруненко

Впоследствии на изображении казака даже стали пририсовывать штаны. Приличия ради.

А здесь казака уже приодели в штаны
А здесь казака уже приодели в штаны

Но донские казаки ошиблись.

Вся правда о печати. Петровский указ

Самое главное – казак вообще не голый. И даже не пьяный.

В указе Петра, заверенным грамотой, присланной в Посольский приказ 2 августа 1704 года, говорится:

«Сделать печать Донскую, серебряную, величиною такову, как при том вложен образец, и вырезать подпись, как на нем подписано; а в средине вырезать во всем так, как у них водится на печати: мужика, сидящего на бочке, держа в одной руке кальян и в сабли припоясана, только прибавить и вырезать в другой руке фузею; и взять для того из Оружейной Палаты мастера Левкина, который печати резал».

Царь хотел, чтобы печать стала символом храбрости и отваги донских казаков, которые не боялись курить, даже сидя на пороховой бочке.

Из-за того, что серебряная печать была маленького размера, с пятак, мастер Левкин, выполняющий работу, нарисовал графичное изображение. Без проработки деталей одежды. Гравировка того времени не позволяла прорабатывать очень мелкие детали. Изображение бы слилось.

Из-за неверной трактовки казаки не любили печать «с голым казаком» и пользовались чаще старой печатью с оленем.

Старая печать Войска Донского с оленем
Старая печать Войска Донского с оленем

Вот так, из-за того, что казаки не разглядели одежды на маленькой печати, родилась эта странная легенда. В которую многие верят до сих пор. Её можно встретить где угодно, в газетах, в журналах, в рассказах экскурсоводов, в многочисленных пересказах и самых разных вариантах.

Большинство моих читателей, оказывается, тоже верили в эту легенду.

Многие даже стали обвинять Петра I в том, что он незаслуженно унизил донское казачество этой печатью с голым казаком.

И только один из комментаторов (Александр Белый) написал ответ, весьма близкий к истине, хотя и не вполне точный:

«Казак сидит на бочке с порохом, в руках держит не рог с вином, а пороховницу, для заряжания ружей».

Признайтесь честно, а вы тоже верили в легенду про голого казака?

Откуда на некоторых изображениях взялся краник на бочке – догадывайтесь сами! У меня есть версии, но сперва хочу узнать предположения читателей.

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

Буду рада обсудить с вами впечатления в комментариях! И, конечно, ставьте лайк!👍 Вам несложно, мне приятно. Ваш лайк –мотивация для меня творить чаще.
Чтоб не пропустить ничего интересного, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ. Вам не будут приходить никакие оповещения и рассылки. Просто в Дзене чаще будут показывать мои статьи.
Всем, кто подписался будет счастье и много интересных статей! 😊💕👍