7 секретов успешного бизнеса на радость инспекции

Наверняка вы слышали выражение «Cчастье любит тишину». Возможно, вы с этим согласны. А может, наоборот, вы готовы со всем миром поделиться своими эмоциями. Я склоняюсь к тем, кто молчит. А если у вас бизнес, состоящий из нескольких компаний или ИП, тем более советую держать язык за зубами о своем «щастье» – т.е. успехах в бизнесе. Объясняю, почему.

Итак, Постановление АС Северо-Западного округа от 13.09.2018 года по делу №А05-14805/2017.

Как было дело? Семейный бизнес: магазин по продаже запчастей. 300 «квадратов» всякой всячины для автолюбителей. Муж – индивидуальный предприниматель на ЕНВД (площадь торгового зала в кв. м) и упрощенке (доходы). Конечно же, 300 кв.м. многовато… многовато для применения ЕНВД. Но когда рядом есть жена, невозможное возможно! Оформляем на супругу ИП, делим площадь пополам, сдаем ей в аренду «лишнюю» торговую площадь и все «в шоколаде». Ну, а супруг не только глава семейства, но и главный в бизнесе.

К мужу пришла инспекция и застукала «схему дробления»: «Основанием для принятия оспариваемого решения инспекции послужил вывод налогового органа об отсутствии у предпринимателя права на применение специального налогового режима в виде уплаты ЕНВД при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, направленной на дробление бизнеса с целью занижения физического показателя – площадь торгового зала. Дробление бизнеса позволило предпринимателю неправомерно уменьшить свои налоговые обязательства по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, что привело в возникновению необоснованной налоговой выгоды».

Вы спросите: «При чем тут секреты успешного бизнеса?» А при том, что счастье, ровно, как и успех любит тишину… А наш бизнесмен, он же муж, поделился своими секретами на радость налоговикам.

Секрет №1: откровенный PR

Когда ты у всех на слуху, когда о тебе пишут СМИ, когда к тебе выстраивается очередь из отряда журналистов, это очень круто… Ты популярен, а вслед за твоей известностью у клиентов складывается мнение: «Этому парню можно доверять». Вот и в нашей истории бизнесмен дал интервью одному местному СМИ: статья называлась «Секрет успешного бизнеса – трудолюбие и уважение к людям». Инспекция изучила публикацию и выяснила, что муж позиционирует себя как единоличного собственника и директора магазина.+

Секрет №2: максимум рекламы

Безусловно, реклама должна быть. Ее отсутствие – смерти подобно… Особенно, если конкуренты кричат во все горло и со всех сторон о скидках, акциях и прочих заманухах. Налогоплательщик, может быть, и не был профессиональным маркетологом, но наверняка верил в силу рекламы. Он лично занимался продвижением каждого болтика и гаечки, размещал рекламные объявления в бесплатной еженедельной газете, на радио, на баннерах возле магазина. Плюс, конечно же, социальные сети. Инспекция оценила рекламную активность: везде указан один адрес, часы работы и телефон. Только вот бизнеса-то два… А реклама одна на двоих. Значит бизнес один. А вы бы что подумали?

Секрет №3: поддержка семьи

Приятно слышать, когда близкие люди тебя говорят: «Какой ты молодец! Я в тебя верю! С твоими способностями ты сможешь горы свернуть!» А не капают на мозги… Это мотивирует и заряжает. Особенно, когда твоя семья подкрепляет слова поступками. У налогоплательщика была бережливая супруга: зарегистрировала ИП, а через неделю арендовала у мужа помещение, площадью 145 кв. м. Вроде договор и подписали, только вот вносить арендную плату экономная жена не спешила. И не хотела, точнее «не имела намерений», о чем и рассказала инспекции. Наверное, потому что глупо платить мужу за аренду…  Но не только жена «помогала», но и сын: он создал группу в «ВКонтакте», размещал товар и принимал заявки.

Секрет №4: эргономичный торговый зал

Согласитесь, удобно, когда все продается в одном месте. Пришел, набрал тележку, расплатился и на кассе и доволен шопингом. Видимо, с заботой о комфорте покупателей бизнесмен соорудил единый зал без перегородок и перекрытий, стеллажами со сквозными проходами для покупателей, единой вывеской и одной прикассовой зоной. Зачем отделять торговлю жены от своей, когда можно наклеить красную изоленту на пол, которая никак не скажется на удобстве покупок… Кстати, и продавцы, и покупатели, да и сам бизнесмен отметили «свободную планировку»: «Покупатели свободно могли перемещаться по всей площади торгового зала вне зависимости от разделения этой площади красной полосой из изоленты, которая проходила по полу торгового зала».

Представьте, вы бы пришли в огромнейший магазин, а там 10 входов и выходов, 200 перегородок, отдельных 15 касс. Гайки и болты находятся в противоположных концах, защищенных друг от друга стенами, кассами и продавцами…

Но, что удобно для покупателей, для налоговиков – схема дробления…

Секрет №5: удобная выкладка товара

Это в советские времена никто не знал про мерчендайзинг. Впрочем, тогда и супермаркетов не было. А сейчас каждый уважающий себя магазин самообслуживания использует приемчики искусства продающей выкладки.

Наш бизнесмен знал, как должны стоять инструменты, что их захотели купить. Товар располагался по группам в соответствии с планограммой раскладки и без разделения по принадлежности торговых площадей. Об этом рассказали и сотрудники магазина. И вообще семейный бизнес предполагает похожий ассортимент, а по некоторым позициям одинаковый… Плюс одинаковые ценники с указанием инициалов главы семейства.

Секрет №6: безупречный сервис

Клиентоориентированный подход – важная составляющая успешного бизнеса. Покупатель – главный. И это не обсуждается. Нужно сделать так, чтобы покупки были максимально легкими, быстрым и выгодными, и остались только положительные впечатления. Инспекторы допросили 22 лояльных покупателя. Все отметили высокое качество обслуживания. Отрывок из допроса одного «постоянника»: «Кассовая зона представляла собой стеклянные витрины и тумбы, на которых расположено два кассовых аппарата. Две кассы созданы для удобства покупателей (чтобы не создавалась очередь), на одной кассе можно рассчитываться только наличными денежными средствами, на второй (первая касса от входа) наличными и через терминал. При этом разницы между товаром я не заметил, можно было взять любой товар из торгового зала и подойти к любой свободной кассе (если рассчитывался за наличные денежные средства). Ситуаций, чтобы мне отказали продать товар по карте, или продать товар у определенной кассы не было. Один продавец мог консультировать по любому товару, находящемуся в торговом зале». Впрочем, продавцы также подтвердили рассказы покупателей про работу без очередей и свободный выбор любой понравившейся кассы.

Секрет №7: любовь к бизнесу

Ситуация: собственник лично руководит всеми бизнес-процессами, начиная от уборки и заканчивая принятием стратегических решений. Как вы думаете, почему? Он никому не доверяет? Или он экономит на управленческом персонале? А, может быть, он просто живет своим бизнесом, и это любовь? По мнению, инспекции – это экономия. Наш бизнесмен (и за себя, и за жену) решал все вопросы, связанные с трудовыми отношениями: проводил собеседования, устраивал сотрудников на работу, составлял графики отпусков, выдавал заработную плату, оплачивал обучение работников, собирал выручку. Кстати, многие сотрудники были не в курсе, где именно они оформлены: у мужа или жены.

И все-таки, это любовь… Даже персонал соседнего магазина отметил, что налогоплательщик «дышит» своим бизнесом: управляет, руководит и контролирует рабочий процесс. Любовь любовью, а доверять свой бизнес крепким мужским рукам, опасно… С налоговой точки зрения.

Догадались, что решили суды в отношении успешного бизнесмена и успешной выездной проверки? «С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что предприниматель (жена) самостоятельную предпринимательскую деятельность не осуществляла, доходами от реализации товаров не распоряжалась.

С учетом изложенных обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о том, что заключение предпринимателем (муж) договоров аренды части помещения с взаимозависимым лицом – предпринимателем (женой) не обусловлено разумными деловыми целями, а направлено на искусственное создание условий (уменьшение площади торгового зала) с целью применения системы налогообложения в виде ЕНВД, о неправомерном применении указанной системы налогообложения, получении предпринимателем необоснованной налоговой выгоды и о правомерности доначисления Инспекцией ему единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН».

Комментарий Марии Морозовой, юриста и старшего налогового консультанта «Туров и партнеры»:
На самом деле проблемы у этого налогоплательщика совершенно не в том, что он вел бизнес совместно с женой и сыном: за это у нас ответственность не предусмотрена. В этом деле ясно видно, что дробление действительно было совершенно фиктивным, и налогоплательщик не приложил ни грамма усилий соответствовать признакам самостоятельности и добросовестности. Так и появляется отрицательная практика по дроблению.
На каждый род деятельности и на каждые приоритеты учредителей можно подобрать совершенно легальную структуру бизнеса. Если вы не хотите отдавать весь ваш доход в бюджет государства, нужно оптимизировать бизнес, но легальными, а главное реальными методами. Данный магазин можно было бы сделать потребительским кооперативом и платить один лишь НДФЛ, можно было бы разделить на лиц с УСН и лиц с ЕНВД в зависимости от площади… Проблема с общим названием спокойно решается договором франшизы (он же коммерческая концессия). Все лица в группе компаний должны обладать признаками самостоятельности и добросовестности. Не нужно думать: «Всегда так работали и ничего». Времена меняются…
В любом деле важен разумный подход. Люди идут ставить пломбу к стоматологу, потому что знают, что каждый должен заниматься своим делом. Так и с оптимизацией, если хотите получить желаемый результат, обратитесь к профессионалу.

А вы делитесь своими секретами успеха? Или следуете принципу «молчание – золото»?

Узнать, как быть успешным законно и легально