Горячий кавказский агент

У горячих кавказских бизнесменов проблемы с налогами не менее темпераментные. Конечно, до красноречивых тостов во время вынесения актов проверок дело не доходит. Но, вполне вероятно, сотрудников фискальной службы с встречают с подобающим гостеприимством: напоят, накормят, а если надо, то и спать уложат. Все может быть…

Ладно, ближе к делу. Как вы уже догадались, история происходила на Кавказе: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 15.05.2018 года по делу №А20-3019/2015.

Энергосбытовая компания обслуживала население. В один прекрасный момент функцию по приему платежей и «вытряхиванию» денег с забывчивых граждан решили передать агенту. Горячему кавказскому агенту – профи в таких делах. Обсудили, заключили агентский договор, закололи башка, пожарили шашлык, станцевали лезгинку и приступили к сотрудничеству.

Кстати, чуть не проморгала, на чем сошлись? В соответствии с договором новоявленный агент действовал от своего имени, но за счет принципала: выполнял юридические и фактические действия по взысканию текущих платежей за электроэнергию с организаций, которые являлись контрагентами принципала. К тому же агент покупал и продавал ценные бумаги. В интересах не менее горячего принципала. За свои заслуги агент в течение двух лет получал скромное вознаграждение: от 0,1% до 2,9% в зависимости от наименования услуги. Ну, и оформлено все, как подобает: ежемесячные агентские отчеты, счета-фактуры, акты оказанных услуг.

К принципалу пришли горячие инспекторы: не понравились им агентские отношения… Раз агент – значит нечисто. Значит, необоснованная налоговая выгода на кавказский манер. Итак, что это за выгода и в чем она «замаринована»?

Претензии налоговой

  • Где первичка и почему нет отчетов агента?
  • Зачем привлекать агента, если ваши сотрудники могли сами выполнять аналогичные функции? Покажите деловые цели.
  • Да, это же «схема» по снижению налогов!
  • НЕ-РЕ-АЛЬ-НО это все!
  • А агент-то – сомнительная «серая» конторка. Ведь нужного персонала нет, основных средств нет и телефонов тоже нет…
  • Как насчет сотрудников по совместительству, которые трудятся на два фронта? И агенту помогают, и к принципалу ходят…

Ответ принципала

  • Дорогая инспекция, отчетов нет, потому что их изъяли сотрудники правоохранительных органов. Запросите у агента – он все предоставит. Почему вы это не сделали, ведь у вас такая возможность была в соответствии со ст.89 НК РФ и ст.93.1 НК РФ?
  • Кстати, т.к. инспекция не пошевелилась, мы запросили у агента те самые вторые экземпляры счетов-фактур и отчетов.
  • И агент самый настоящий и добросовестный. Рассудите сами: разве может у недобросовестной «серой» компании работать 164 человека в штате? Какое, к черту, «отсутствие персонала»? Производственные помещения есть, и кассовые аппараты все зарегистрированы (между прочим, об этом написано в акте проверки). И налоги платит исправно!
  • Ну, нет у нас нужных работников! Мы всех 11 кассиров еще 2 года назад уволили. И должности такой в нашей компании с тех пор нет. Как раз функцию «кассира» и выполняет агент. И если вы внимательно изучите кассиров агента, то обнаружите, что это кассиры, которые трудятся исключительно у агента.

Про совместительство – не отрицаю. И на это есть свои причины. Так сказать, доверяй, но проверяй. Точнее контролируй. Именно с целью контроля я и пристроил к агенту оператора по обработке данных, техника, контролера и бухгалтера. Законодательством подобные меры не запрещены.

  • Я считаю, что реальность оказания услуг подтверждена подробными отчетами агента, в которых указаны наименования всех-всех-всех платежных поручений и суммы собранных с населения денежных средств. И не только в отчетах видна реальность. Но и в репутации агента: он знаменит во всех энергосбытовых компаний нашего региона, как надежный и порядочный й агент. Кстати, выводы о реальности услуг нашего агента следуют и из аналогичных судебных споров с другими принципалами.
  • Постойте, а с какого перепуга вы влезаете в нашу деятельность и диктуете нам про «нецелесообразность привлечения агента»? В Налоговом кодексе нет положений, которые позволяют налоговому органу оценивать расходы налогоплательщиков с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности. Взять, к примеру, ту же «Почту России» и рассчетно-кассовые центры, коих по всей стране пруд-пруди, и которые оказывают аналогичные услуги… И что, разве это схемы-схемы-схемы?

Выводы суда

Суды не усмотрели необоснованной налоговой выгоды. Инспекция погорячилась.

  • Во-первых, агент не обладает признаками недобросовестности, является действующим предприятием и сотрудничает с другими энергосбытовыми компаниями региона;
  • Во-вторых, агентский договор заключен и исполнен, расходы приняты к учету принципала и оплачены агенту;
  • В-третьих, все документы оформлены в соответствии с требованиями законодательства;
  • В-четвертых, инспекция не предоставила доказательств нереальности;
  • В-пятых, оценка целесообразности расходов не входит в компетенцию налогового органа.

В итоге «необоснованной налоговой выгоды судебные инстанции не усмотрели, поскольку передача части функций в агенту, в том числе по работе с населением, обусловлена мерами организационной оптимизации его хозяйственной деятельности и не направлена только лишь на обстоятельства налогообложения».

P.S. И еще один важный момент: касается тех, кто хочет законно снизить налоговую нагрузку, но не знает, какой метод оптимизации подойдет. Осталось чуть меньше недели до семинара Владимира Турова «Легализация: как снизить налоги законно и безопасно», который состоится 30-31 мая в Москве. Торопитесь – свободных мести почти нет…

Узнайте, что думают об этом деле юристы в «Блоге о налогах Турова Владимира»