Две Войны
80 184 subscribers

«Нашу машину называли "Прощай, Родина!" и "Братская могила"»- ветеран рассказал почему было опасно воевать на СУ-76

24k full reads
38k story viewsUnique page visitors
24k read the story to the endThat's 63% of the total page views
4 minutes — average reading time
«Нашу машину называли "Прощай, Родина!" и "Братская могила"»- ветеран рассказал почему было опасно воевать на СУ-76

Александр Тимофеевич Писарев в 1940-м году закончил десятилетку. Он усердно занимался в ОСОАВИАХИМовских кружках при военкомате и мечтал поступить в военно-морское училище. Хотя до моря от его родной Иловли было далеко, и он никогда там не бывал.

Но военкомат направил его поступать в Мелитопольское авиационное училище. На робкую реплику: «Я хотел бы в морское училище» был ответ «Да оно там рядом с морем». Спорить было бессмысленно, а отказ был равносилен позору.

Писарев стал курсантом лётного училища в Мелитополе. С началом войны их эвакуировали сначала в Новоузенск, а оттуда послали в Архангельск:

«будете изучать американскую матчасть и летать потом на самолётах, которые поставят нам США».

Вместо самолёта – аэросани

Но до Архангельска доехали не все: ряд курсантов, в том числе и Писарева, отправили в только что организованный в Котласе аэросанный отряд, который вскоре был переформирован в военное училище.

Они изучили аэросани и отправились на фронт, в район Ленинграда.

Аэросани (боевые). Фото в свободном доступе.
Аэросани (боевые). Фото в свободном доступе.
Аэросани (боевые). Фото в свободном доступе.

В каждый экипаж аэросаней входило по 2 человека. Аэросани – это фанерный корпус на лыжах, сзади которого стоит авиадвигатель. Никакого отопления не было, но тёплой одежды и обуви было вдоволь.

Бронирование – передний лист и щиток, в котором стоял пулемёт – единственное вооружение аэросаней. Транспортные машины бронирования и пулемёта не имели: они просто подвозили продукты и боеприпасы войскам на передовой. Топливный бак у транспортных машин был спереди, а у боевых сзади. Также боевые сани были компактными, а транспортные – гораздо больше, чтобы было куда грузить.

Кроме подвоза припасов войскам, аэросани участвовали в окружении 16-й немецкой армии генерала Буша, прикрывая пути её отхода из котла; охраняли отведённый им участок фронта на Ладожском озере; контролировали, насколько крепок лёд Ладоги.

В апреле, когда снег начинал активно таять, аэросанные батальоны снимали с боевого дежурства и отводили в тыл. Первое межсезонье они провели в казармах в Котласе, а следующие два – просто в землянках в лесу.

В 1944-м этой спокойной службе пришёл конец: аэросанные батальоны расформировали, а личный состав – разбросали кого куда.

Курсант Писарев, 1940 или 1941 г. Фото в свободном доступе.
Курсант Писарев, 1940 или 1941 г. Фото в свободном доступе.
Курсант Писарев, 1940 или 1941 г. Фото в свободном доступе.

Вместо могучей СУ-152 – «Прощай, Родину» СУ-76

Писарев попал на обучение экипажей 152-мм самоходок на базе танков КВ. Подготовка длилась 3 месяца, по её окончании он стал командиром экипажа. Получили боевые машины, прибыли воинским эшелоном в Восточную Пруссию, накануне операции по взятию Кёнигсберга.

«Полк, в который мы прибыли, долго ждал пополнения в технике: у них было много свободных людей, но не хватало машин. Как только мы прибыли, мой экипаж у меня забрали, назначив вместо меня своего командира, вернувшегося в полк после ранения. И такая судьба постигла не только мою машину».

Писарева направили в другой самоходно-артиллерийский полк, совершенно на другую машину – СУ-76. Её народные прозвища – «Прощай, Родина!» и «Братская могила» сложились не просто так: броня слабая, экипаж плохо защищён. Её только для поддержки пехоты и можно было использовать.

СУ-76. Фото в свободном доступе.
СУ-76. Фото в свободном доступе.
СУ-76. Фото в свободном доступе.

Как воевали на СУ-76?

Поэтому в большие города СУ-76 и не загоняли: они только маленькие городишки и сёла брали. Действовали совместно с пехотой. За каждой самоходкой было закреплено подразделение пехотного десанта, и все машины при переезде от одного населённого пункта к другому были просто облеплены людьми.

Немцы оборонялись отчаянно, в плен сдавались только в самом крайнем случае. Писареву запомнился момент, когда «его» пехотинцы догнали и пленили группу убегающих гитлеровцев. Пленные были рослыми, плотного телосложения. Но всех их лихорадило и трясло от страха: они верили геббельсовской пропаганде и думали, что всех их сейчас зверски поубивают.

Сразу после форсирования Одера (по понтонам). на противоположном берегу СУ-76 Писарева получила снаряд в левый борт. Его удачно прикрыл от осколков лафет пушки. А вот наводчику и заряжающему не повезло – погибли. Самоходка вспыхнула. Только они от неё отбежали – стал рваться боезапас.

До конца войны Писарев успел подбить одну немецкую легкую самоходку.

«Нам её случайно во время наступления удалось обнаружить первыми и ударить ей в борт бронебойным снарядом. Я видел, что она загорелась, а мы поехали дальше».

🔵 «Поймали мы бандеровца: За что же ты своих бьёшь?!»- советский танкист рассказал про свой боевой путь от Украины до Берлина

СУ-76 с десантом. Фото в свободном доступе.
СУ-76 с десантом. Фото в свободном доступе.
СУ-76 с десантом. Фото в свободном доступе.

Последний бой их полк вёл 29 апреля 1945-го. На подступах к очередному немецкому городку оказалась хорошо замаскированная лёгкая пушка. Её снаряд уничтожил наводчика в экипаже Писарева, но сама СУ-76 не была сильно повреждена и продолжила бой. А немецкая пушка, обнаружившая себя, была тут же расстреляна другими экипажами.

«Въехали мы в этот городок, за который только что яростно сражались немецкие артиллеристы, а там уже на всех домах белые флаги висят. Даже площадь вся застелена белыми простынями: чтобы с самолётов было видно, что этот город уже капитулировал».

За время боёв в Пруссии и Германии Писарев дважды был ранен.

«Оба раза я сам себя перебинтовал, даже к батарейному фельдшеру обращаться не пришлось. Да и чтобы обратиться, его нужно было ещё сначала разыскать».

Вот такая судьба, с резкими и неожиданными поворотами, досталась ещё одному Герою прошедшему войну, Александру Тимфеевичу.

Спасибо за прочтение статьи! У меня есть 👉 Телеграм , 👉 сайт , 👉 Одноклассники, и канал 📍YouTube. Пишите своё мнение!

Как Вы считаете, насколько эффективна была СУ-76?

Русские фашисты, которые были задолго до Гитлера- кто они?

В статье использованы материалы сайта iremember