Освещение некоторых вопросов по теме ВОВ в школьных учебниках

22.06.2018

Изображение ©Издательство Дрофа
Изображение ©Издательство Дрофа

Прочел статью "Прививка от фашизма" Сергея Соловьева, доцента Московского государственного психолого-педагогического университета, в которой затрагиваются вопросы освещения темы Великой Отечественной войны в школьных учебниках. Автор отмечает, что "подавляющее большинство молодежи имеет очень смутное представление о войне". Отдельно в статье сказано, что в школьных учебниках почти нет информации о холокосте и оккупационной политике нацистов:

Какова ситуация в школе? На изучение Великой Отечественной — всего несколько уроков по учебному плану. В учебниках война предстает только как скупое перечисление событий, фактов и цифр, совершенно не затрагивающих эмоции школьника. Более того — и это самое главное, — в школьных учебниках почти нет информации об оккупационной политике нацистов, о порядках в лагерях военнопленных и лагерях смерти. «Холокост» — «окончательное решение еврейского вопроса» — только обозначен без подробностей, а «генеральный план «Ост» упоминается и цитируется лишь в одном учебнике по истории ХХ века из десятка мною просмотренных.

Просмотрев существующие учебники, я бы не сказал, что данные темы освещены существенно хуже остальных. Они просто изложены весьма сжато, как и большая часть материала.

Кроме того, в федеральном перечне учебников на 2016-2017 годы нет десятка учебников, в которых рассматривалась бы тема Великой Отечественной войны. На самом деле утверждено три учебника в рамках предмета "История России". Один из них предназначен для детей с нарушениями интеллекта (в свободном доступе его не нашел), в двух остальных обсуждаемая информация имеется.

Из учебника О.В. Волобуева, С.П. Карпачёва, П.Н. Романова "История России":

Данные сведения занимают одну страницу в учебнике. Для сравнения: столько же выделено на описание военно-технического оснащения Красной Армии. На блокаду Ленинграда отведено почти 2 страницы. Вообще в учебнике описание тех или иных ключевых событий занимает не более 2-2.5 страниц.

В учебнике М.М. Горинова, А.А. Данилова, М.Ю. Морукова "История России" на план "Ост" и холокост отведено полторы страницы:

В этом же учебнике на Курскую битву отведено менее 2 страниц, да и остальные ключевые события войны освещены примерно в том же объеме.

Помимо "Истории России" вопрос зверств фашистов на оккупированных территориях освещен и в учебниках по всемирной истории. Но принцип остается все тем же: сжатое изложение материала. Например, в учебнике О.С. Сороко-Цюпы "Всеобщая история. Новейшая история" (для 9 класса) холокост упоминается при рассмотрении движения Сопротивления:

Под пятой гитлеровской Германии и Италии оказалось 12 европейских государств. Фактическое установление оккупационных или марионеточных режимов, подчинение экономики целям войны было только частью планов фашистской Германии по установлению «нового порядка» в Европе и мире. Эти планы предусматривали (их начали практически осуществлять) создание для арийцев как «высшей расы» нового социально-экономического строя, а для других народов — ликвидацию демократических прав и свобод, установление режима беспрекословного подчинения, системы рабского труда, уничтожение политических противников и «неполноценных» народов (евреев, цыган и др.). Геноциду подвергались славянские народы, а их территории намечались к колонизации арийцами. Фабриками смерти стали концентрационные лагеря (Аушвиц (Освенцим), Треблинка, Майданек, Бухенвальд, Дахау и др.).
   В них было уничтожено 6 млн евреев, 10 млн украинцев, русских, поляков и всех тех, кого нацисты считали неполноценными. Народы Европы не мирились с фашистским террором и уничтожением демократии. Движение Сопротивления в европейских странах стало составной частью боевых сил антифашистской коалиции.

Немногим больше места отведено на весь период боевых действий с момента нападения Германии на СССР по конец 1941 года.

Да, все очень кратко, по вершкам. Но так по всем темам. Поэтому тезис Соловьева, что холокост и план "Ост" в школьных учебниках почти не рассматриваются, неточен. Скорее стоило бы вести речь о том, что теме ВОВ и персонально оккупационной политике фашистов должно уделяться больше учебных часов.