Невероятный снегоход из СССР! Помесь военного самолета, УАЗ и ГАЗ

28k full reads
53k story viewsUnique page visitors
28k read the story to the endThat's 54% of the total page views
3 minutes — average reading time

То ли самолет совершил безумное ДТП и въехал в грузовик, то ли кабина самолета оторвалась от фюзеляжа и продолжила своё путешествие самостоятельно! - Именно такие мысли рождаются в голове когда смотришь на эту штуковину издалека.

Но на самом деле это не штуковина, а снегоход ГМВ-2

Снегоход ГМВ-2
Снегоход ГМВ-2
Снегоход ГМВ-2

Придумал и реализовал это творение в металле конструктор из Оренбурга Михаил Филиппович Гундрин. Причём идея возникла у него ещё в 1970 году, но строительство затянулось на долгих 15 лет!

Название снегохода ГМВ-2 расшифровывается как Гундрин Михаил и сын Всеволод. Цифра 2 - это порядковый номер модели.
Конструктор со своим детищем. Фото modelist-konstruktor.com
Конструктор со своим детищем. Фото modelist-konstruktor.com
Конструктор со своим детищем. Фото modelist-konstruktor.com

В качестве корпуса Михаил Филиппович использовал фюзеляж списанного военного самолета Ил-28У, который он как-то сумел выкупить в личное пользование.

Фюзеляж сильно переделан: удалена верхняя надстройка (где находился инструктор), срезано дно - чтобы "одеть" корпус на раму
Фюзеляж сильно переделан: удалена верхняя надстройка (где находился инструктор), срезано дно - чтобы "одеть" корпус на раму
Фюзеляж сильно переделан: удалена верхняя надстройка (где находился инструктор), срезано дно - чтобы "одеть" корпус на раму

Может быть вы никогда и не видели живьем Ил-28, который в 50-х годах прошлого века стал основной ударной силой фронтовой авиации СССР, но многие мальчишки Страны Советов знали его облик по сборной модели
ГДР-овской фирмы
Пластикарт.

Сборная модель самолета Ил-28. Фото пользователя Suede портала drive2.ru

Вообще, в снегоходе ГМВ-2 использовано около 200 агрегатов, узлов и деталей от списанной авиационной техники. И при этом Михаил Филиппович не имел никакого отношения к авиастроению.

Зато он жил рядом с военным аэродромом "Чебеньки" (В том самом, в котором проходил лётную подготовку первый космонавт Юрий Гагарин).
Так что списанной авиатехники было в избытке.

Передний фартук сделан из "оперения" ГАЗ-52
Передний фартук сделан из "оперения" ГАЗ-52
Передний фартук сделан из "оперения" ГАЗ-52

В доработанном фюзеляже разместился водитель и три пассажира, так же был предусмотрен грузовой отсек для перевозки 400 кг. грузов.

Кабина снегохода. Фото modelist-konstruktor.com
Кабина снегохода. Фото modelist-konstruktor.com
Кабина снегохода. Фото modelist-konstruktor.com

Управляется снегоход при помощи обычного рулевого колеса (от мотоколяски СЗА), которое через рулевой механизм от Жигулей поворачивает передние лыжи.

Лыжи сделаны из листовой нержавеющей стали.
Все четыре лыжи одинаковые и взаимозаменяемые.
Носок лыжи, при помощи троса и пружин, соединен с поворотной осью - это предотвращает их зарывание в снег.

Лыжа снегохода

Движителем снегохода выступает специальный гусеничный блок. Он находится в задней части машины и посредине шарнирно крепится к раме.

Гусеничный движитель на балансирной подвеске
Гусеничный движитель на балансирной подвеске
Гусеничный движитель на балансирной подвеске

Задняя подвеска имеет "хитрую" конструкцию - она снабжена гидравлической системой.
За счет неё лыжи могут подниматься или опускаться, тем самым снижая или наоборот повышая
удельное давление гусеницы на грунт.
На свою подвеску Михаил Филиппович получил
патент на изобретение за номером RU2016805C1.

Впоследствии задняя подвеска была доработана для установки одного ведущего колеса от самолёта Ту-134 (размером 930×305 мм), чтобы можно было эксплуатировать снегоход летом.
Вместо лыж устанавливались
колеса от учебного самолета L-29. (Не смотрите, что они такие невзрачные! Диски на колесах выполнены из магниевого сплава, а гидравлика тормозов эффективно работает на скоростях в 200 км/ч ).

Снегоход ГМВ-2 в летнем варианте. Фото пользователя Stranger_NN портала livejournal.com
Снегоход ГМВ-2 в летнем варианте. Фото пользователя Stranger_NN портала livejournal.com
Снегоход ГМВ-2 в летнем варианте. Фото пользователя Stranger_NN портала livejournal.com

Приводит снегоход в движение УАЗовский бензиновый двигатель ЗМЗ-451М, мощностью в 72 л.с. Он состыкован с механической коробкой передач от ГАЗ-21.

Двигатель ЗМЗ-451М
Двигатель ЗМЗ-451М
Двигатель ЗМЗ-451М

Через короткий кардан от ГАЗ-69 крутящий момент передается на задний мост от УАЗ.
Мост тоже используется не целиком, а задействован только его картер.
Далее цепными передачами крутящий момент передается на гусеницы.

Цепи передают крутящий момент на гусеничный движитель

По снегу снегоход разгоняется до 70 км/ч,
по дороге, на колесах
до 80 км/ч.

Габариты снегохода: 4,9х2,4х2,1 м. (ДхШхВ)

1 – кабина; 2 – входной люк (2 шт.); 3 – стойка-лестница; 4 – гусеничный движитель; 5 – приводная цепь; 6 – гидроподъёмник регулировки задних опор; 7 – рычаг задней подвески; 8 – пружина; 9 и 10 лыжи; 11 – передняя подвеска; 12 – фартук автомобиля ГАЗ-52; 13 – фара; 14 – "поворотники"; 15 – передняя фара-искатель (2 шт.); 16 — задняя фара-искатель; 17 – дверь моторного отсека; 18 – световозвращатель; 19 – задний фонарь. Фото modelist-konstruktor.com

Кстати, посадка и высадка в снегоход осталась прежняя - самолетная.
Сверху есть два люка (
номер 2 на рисунке) через которые экипаж попадает в самолет снегоход.

Понятное дело, что снегоход ездит не только по аэродрому, и трап вам в тайге не подадут. Поэтому вместо трапа используется поворотная стойка-лестница (под номером 3)

С левой стороны от корпуса хорошо видна стойка-лестница
С левой стороны от корпуса хорошо видна стойка-лестница
С левой стороны от корпуса хорошо видна стойка-лестница

В 1990 году снегоход ГМВ-2 успешно прошёл все тесты и получил положительное заключение контрольно-технической комиссии.

Но самое невероятное это то, что снегоход был зарегистрирован в ГАИ и получил государственные номера, позволяющие ему передвигаться по дорогам общего пользования.

Снегоход ГМВ-2 получил гос. номер! Фото пользователя Stranger_NN портала livejournal.com
Снегоход ГМВ-2 получил гос. номер! Фото пользователя Stranger_NN портала livejournal.com
Снегоход ГМВ-2 получил гос. номер! Фото пользователя Stranger_NN портала livejournal.com

Вот так то!

Сейчас конечно другие времена. Мало кто захочет целых 15 лет преодолевать невообразимые трудности и строить свой снегоход - проще купить. Уж не говоря о том, что зарегистрировать подобную самоделку будет вообще что-то из области фантастики.

В продолжение темы:

Необычный снегоход с Алтая с жилым модулем и печкой на дровах

Самый маленький - Вездеход "ХОМЯК"

Небольшой, дешевый вездеход "Тофалар"