Авиаматки и Чернаводский мост

12 November 2019
A full set of statistics will be available when the publication has over 100 views.
Звено СПБ, из открытых источников.
Звено СПБ, из открытых источников.

Одной из главной боевой задачей ВВС ЧФ в начале войны являлась разрушение румынского Чернаводского моста (современное написание, в годы войны написание было - черноводский). Так как он имел важное стратегическое значение. Через этот мост проходила ветка железнодорожного сообщения между районами Румынии и всем румынским побережьем и самое важное, под его настилом проходил трубопровод, состоявший из 3 ниток, по одной из них тек первосортный бензин. Который пожирали бронетехника вермахта, люфтваффе и морские итальянские силы - торпедные катера.

Первые попытки уничтожить его предпринимались силами 63-й авиабригады ВВС ЧФ, которые оказались безрезультатными. Ведь СБ и ДБ-3 могли бомбить только с горизонтального полета, а такое бомбометание по узкой цели как мост было не эффективным. Кроме того, румыны и немцы хорошо его защищали авиацией и силами ПВО. Воздушное пространство над мостом было объявлено беспилотной зоной. Немецкие и румынские зенитчики получили категорический приказ открывать огонь по любому самолету, приближающемуся к мосту. Из-за этого наши бомбардировщики попадали под ожесточенный зенитный огонь при приближении к этому мосту и несли потери.

Тут вспомнили о забытом советском ноу-хау 30-х гг., о так называемом "Звено-СПБ" - составной пикирующий бомбардировщик. Над проектом воздушных авианосцев работал Вахмистров Владимир Сергеевич, поэтому был и другой термин "цирк Вахмистрова". Смысл этого проекта заключался в следующем: под крылья авиаматки ТБ-3, прицепляли два И-16, которые в свою очередь несли по две авиабомбы ФАБ-250. ТБ-3 подойдя к району цели, отцеплял истребители и те в пологом пикировании сбрасывали бомбы на цель, после этого они возвращались на аэродром своим ходом. Сама система была полностью отработана в конце 30-х годов, однако проект был свернут и таких авиаматок в ВВС к началу войны не имелось.

Вскоре после начала войны, Вахмистров, работавший у Поликарпова на заводе № 51, предложил заместителю начальника ВВС ВМФ генерал-майору авиации Ф. Г. Коробкову использовать "звенья СПБ" в боевых действиях над морем. При этом он подчеркнул, что точность бомбометания с пикирования выше чем с горизонтального полета. Также он мотивировал свое предложение тем, что в авиации флота мало современных бомбардировщиков и что над морем нет противодействия зенитной артиллерии противника, а встреча с истребителями врага маловероятна. Кроме того, И-16 после сброса бомб могли постоять за себя в случае воздушного боя.

Генерал Коробков оценил его доводы и обратился за разрешением на применение СПБ к наркому ВМФ адмиралу Н. Г. Кузнецову. Тот 22 июля 1941 года одобрил предложение.

Вахмистров был срочно откомандирован в 62-ю авиабригаду ВВС Черноморского флота. Он за пару дней сумел восстановить узлы подвески на трех ТБ-3 и шести И-16. Также приняли меры по модернизации тихоходов. Так установили броневую защиту у командира корабля, борттехника и у кормового стрелка, в проходе между местами летчиков (у ТБ-3 было два пилота) смонтировали шкворневую установку спарки пулеметов ДА, из которой мог вести огонь правый пилот.

Только одно подразделение имело довоенный опыт полетов на самолетах И-16 в составе "звеньев" это 2-я авиаэскадрилья специального назначения 32-го ИАП ВВС ЧФ, под командой Шубикова Арсения Васильевича (участник войны в Испании). Этим летчикам пришлось вспомнить свой опыт в таких экспериментах.

Эффективность "цирка Вахмистрова" решили проверить. 26 июля 1941 года две авиаматки направились для нанесения бомбового удара по румынскому порту Констанца. Боевой вылет был успешен. Два И-16 атаковали нефтегородок, другая пара плавучий док. Зенитки открыли огонь только после нанесения удара, так как знали, что порт находился вне зоны досягаемости советских одномоторных самолетов. Также произошел воздушный бой с парой Bf-109, который оказался безрезультатным для обеих сторон. Все ТБ-3 и И-16 вернулись без потерь.

Для уничтожения моста советское командование создала смешанную авиагруппу: пять ДБ-3ф, шесть Пе-2 и три звена СПБ. 10 августа 1941 года ранним утром авиагруппа вылетела и взяла курс к румынскому побережью.

Головной ТБ-3 пилотировал старший лейтенант Гаврилов, в кабинах истребителей были капитан Шубиков и лейтенант Литвинчук. Второе звено — командир авиаматки майор Разенко, в "ишачках" — старший лейтенант Филимонов и лейтенант Каспаров. Третье звено вернулось обратно из-за технической неисправности. Когда до берега осталось 15 км истребители были отцеплены и они понеслись к цели. Первыми отбомбились ДБ-3ф, но ни одного попадания не добились. Затем появились И-16, который спикировали с высоты 1800 метров до 300 метров и сбросили 250 кг бомбы. Довершила удар шестерка Пе-2. В горячке боя нашим летчиками показалось, что мост разрушен. Но фотоконтроль нашего разведчика показал, что мост получил незначительные повреждения, хотя возник пожар, румыны его потушили. Движение по мосту было восстановлено в тот же вечер.

Зато в вечернем сообщении Совинформбюро от 11 августа 1941 г. сообщалось: "Наша авиация... бомбила крупнейший железнодорожный мост Чернаводы на реке Дунай и корабли противника в Констанце. Мост разрушен". Что не соответствовало действительности, скорее всего оно было составлено на основании докладов летчиков, просто командование ВВС ЧФ поторопилось с донесением в Москву. А авиаразведка была произведена позже.

13 августа 1941 г. с Евпатории в 3 часа 30 минут взлетели звенья СПБ, теперь командование отправило на задание только авиаматки. В 5 часов 40 минут в 15 км от берега расцепка самолетов, через 10 минут "ишачки" попарно спикировали на цель с высоты 1800 м. На этот раз удар был более метким. Летчики отметили пять прямых попаданий бомбами ФАБ-250 в мост и один взрыв в 30–40 м от него. По контрольным фотоснимкам выяснилось, что в результате бомбометания была полностью разрушена одна ферма моста и вновь перебит нефтепровод. Все самолеты вернулись без потерь, хотя истребителей ожесточенно обстреливала румынско-немецкая зенитная артиллерия. Мост вышел из строя надолго.

В этот же день указом Президиума Верховного Совета СССР капитан Шубиков был награжден орденом Ленина, а лейтенанты Литвинчук и Самарцев — орденами Красного Знамени.

Лейтенант Филимонов в кабине И-16СПБ, после удачного бомбометания Чернаводского моста. Автор неизвестен.
Лейтенант Филимонов в кабине И-16СПБ, после удачного бомбометания Чернаводского моста. Автор неизвестен.

В дальнейшем звенья СПБ еще несколько раз участвовали в нанесении бомбовых ударов по немецкой переправе на Днепре и механизированным колоннам противника. В одном из них 1 октября 1941 года пропал без вести капитан Шубиков А.В., известно лишь то, что он совершил вынужденную посадку вблизи линии фронта, но в расположение наших войск так и не вышел.

Позже появилось предложение о создании звена СПБ в составе ТБ-7 (он же Пе-8) и двух истребителей МиГ-3. Однако дальше этот проект не получил развития, оставшись на бумаге. Так как уже тогда развернули массовое производство Пе-2 и надобность в таких проектов отпала.

Источник:

1. "1941. Горькие уроки: Война в воздухе". Хазанов Д.Б.

Если Вам понравилась эта статья, прошу поддержать лайком, комментарием и подпиской на канал, и делимся в соц. сетях!