дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Про американские испытания Т-34 и КВ-1

9 November 2019
Т-34 на абердинском полигоне. Из открытых источников в рунете.
Т-34 на абердинском полигоне. Из открытых источников в рунете.

Приветствую гостей моего канала на Дзене. Как видно из названия статьи, речь идет об испытаниях наших танков на Абердинском полигоне в США, которые проходили с 42 по 43 гг. Любители бронетехники и военной истории вполне знают эту тему, так как она была очень широко растиражирована в рунете. Впрочем некоторые усомнились в подлинности отчета об испытаниях. Сейчас уже найден оригинал этих документов в наших архивах. Дело в том, что это собственно не сам отчет, а информация переданная нашему представителю одним из сотрудников Абердинского полигона. Есть и отсылка - ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №1712, стр.90А. Но мне стало интересно, а была ли какая реакция советского военного руководства на итоги американских испытаний? Оказывается она была.

Вначале вкратце укажу оценку американских военных, представителей фирм и т.д. и разделю ее на две группы: что понравилось и что критиковали американцы в наших танках.

Плюсы советских танков:

1. Форма корпуса танка Т-34 и КВ-1 понравилась всем. Особенно "тридцатьчетверки".

2. Пушка Ф-34 хороша из-за простоты конструкции, безотказна и удобна в обслуживании.

3. Прицел орудия - лучший в мире!

4. Идея стальных траков очень понравились американцам.

5. Дизельный двигатель В-2 - легкий и хороший. Янки посетовали, что у них основную массу дизельных двигателей забирает ВМФ.

6. Радиостанции показали хорошие результаты при лабораторных испытаниях. Также понравилась компактность радиостанций и их размещение в машинах.

7. Оба танка лучше преодолевают склоны, чем любой американский танк.

Минусы советских танков:

1. Особенно резко янки отозвались о воздухоочистителе "Помон", даже указали, что такой фильтр мог сконструировать только саботажник. Сам танк Т-34 вышел из строя после пробега в 343 км, так как поршни и цилиндры полностью разрушились, именно из-за плохой очистки воздуха. Причем американцы удивились, что воздушный фильтр у нас именуется масляным. По нашей инструкции в условиях большой запыленности масло нужно было менять каждые 2-3 часа, а также требовалась чистка фильтра. Отсюда некоторые публицисты сделали вывод, что американцы просто не заливали масло в этот фильтр и не чистили его.

2. Сама броня имеет лишь поверхностную закалку.

3. Корпус - не понравилась водопроницаемость нижней части.

4. Башня - у Т-34 очень тесная, они удивлялись как туда размещаются танкисты в полушубках.

5. Плохой электро-механический поворот башни.

6. Не понравилась низкая начальная скорость снаряда.

7. Трансмиссия и бортовые фрикционы вне всякой критики, также они раскритиковали КПП.

8. Стартеры маломощные.

Вообщем им не понравилась грубость обработки деталей, и сварочных швов. В итоге они посчитали, что наши танки уступают ихним по скорости, маневренности, по простоте управления, огневой мощи и т.д. Особенно они указали, на сложность управления танком механиками-водителями. Сам так называемый отчет находиться - ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №1712, стр.91-99.

Но у нас менее известна реакция советской стороны на эти замечания, а она была. Теперь доступны сканы следующего документа: "Замечания об оценке танков "Т-34" и "КВ" работниками абердинского испытательного полигона США, представителями фирм, офицерами и членами комиссии, производившими испытания танков".

Посмотрим реакцию ГАБТУ. По поводу фильтра, они указали на то, что скорее всего американцы не производили очистку воздушного фильтра во время ходовых испытаний. Также было отмечено, что с конца 42 года на Т-34 ставиться новый фильтр "Циклон", который очищает воздух на 99,4 %, но и он требует очистки и смены масла каждые 3-4 часа при пыльных условиях работы. Дальше было указано, что на танки "ИС" будет ставиться новый фильтр "Мультициклон", который очищает воздух на 100%, работать он сможет без очистки 8 часов.

По поводу водопроницаемости нижней части корпусов наши не согласились, но при этом отметили водопроницаемость верхних люков во время дождя.

По поводу небольшой начальной скорости снаряда также были согласны, но при этом отметили такой же недостаток у американских орудий.

Насчет подвески, трансмиссии наши согласились с выводом американцев и признали их устаревшими. Так и по поводу стартеров, но тут же указали, что у самих американцев они еще слабее.

По поводу КПП - их заменили на более совершенные.

Также советская сторона не согласилась в том, что боевые характеристики лучше у американских танков, указывая, что боевое применение тех и других танков выявило превосходство советских. А нам было с чем сравнивать, так как на вооружении советских бронетанковых сил были и американские танки М3 "Ли" и "Шерманы", которые поставлялись по ленд-лизу. Подписано зам. начальника ГАБТУ генерал-лейтенантом Лебедевым 3 сентября 1943 года ( ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №1712, стр.100-103).

Долгое время были споры о том, почему наши танки попали на испытания в США - то ли наши решили похвастаться, то ли сами американцы упросили. Лично я считал, что американцы попросили ознакомиться с нашими образцами вооружения, так как хвастать нашим было недосуг, других проблем хватало, в том числе и на фронте. Оказывается я был прав, так как сейчас обнародован "Протокол совещания № 1. В ТУ ГБТУ по вопросу оценки американцами танков Т-34 и КВ" от 25 октября 1943 г., где указано следующее:

"Правительство дало возможность американцам испытать и дать оценку наших танков Т-34 и КВ". Отсюда видно, что именно сами американцы попросили испытать советские танки. На самом совещании обсуждались недостатки бронетехники и пути их ликвидации.

Как правильно отметил в своем выступлении инженер-подполковник т. Сыч: "Танки Т-34 и KB мы начинали делать в 1938 году. Американцы дают им оценку в 1943 году. Естественно, в настоящее время подметить отдельные недочеты наших танков легко".

Генерал-майор ИТС Огурцов Н.С. кроме всего прочего отметил следующее, кстати то, чего не вытекало из американской оценки:

"Обзорность танка. В этом отношении даже наши враги говорят, что наши танки слепые. Это не было новостью еще до войны. И только на 3-м году войны начали ставить командирскую башенку, но и то идем нерешительно в этом. Надо такую же башенку ставить на самоходах...

Окалину брони с внутренней стороны надо очищать (снимать), так как при попадании снаряда в корпус танка, даже если броня не пробита, то ранение членов экипажа имеет место отлетающей от внутренних стенок брони окалиной. Это особенно массово происходит в летнее время, когда экипажи имеют на себе только летнее обмундирование".

Как видите, отправка наших танков для исследования американцами был правильным ходом. Ведь полезно посмотреть на все это дело со стороны. Кроме того, информация об оценке наших танков имела резонанс, иначе бы не провели совещания в ГУБТУ по этому поводу, и там ведь были поставлены и иные вопросы о недостатках нашей бронетехники. Многое из тех предложений потом было внедрено в производство наших танков, естественно с учетом военного времени. Полную информацию об испытаниях и реакции советского военного руководства невозможно осветить в одном посту. Здесь я указал основное, если вас заинтересовала эта тема, и вы хотите ознакомиться сами с приведенными здесь документами, то можете найти них на просторах рунета, их названия я в статье привел.

Если Вам понравилась эта статья, прошу поддержать лайком, комментарием и подпиской на канал, и делимся в соц. сетях!