Про топливообеспечение

Красивая картинка из интернета
Красивая картинка из интернета

Определяя стратегию развития отрасли, следует исходить не только из личных предпочтений, протаскивая свои соображения, даже вопреки здравому смыслу. Следует, все же, чуть-чуть обращать внимание на реальность. А реальность в атомной энергетике такова. В мире сейчас работает около 400 ГВт мощностей атомных станций, и все они, за исключением старого БН-600 и вновь построенного БН-800, являются реакторами на тепловых нейтронах. В силу этого они, работая, съедают ядерного топлива больше, чем нарабатывают нового. Быстрые реакторы, построенные на Белоярской станции, несомненно, являются большим техническим достижением, но, по все видимости, ненужным. Они, пока, работают на топливе из обогащенного урана, их электричество очень дорого, и указанные лозунговые признаки новых быстрых реакторов к ним отношения не имеют. Реальность такова, что в промышленном масштабе сейчас работают только тепловые реакторы, преимущественно реакторы с водой под давлением. Ничего кроме них в обозримой перспективе не будет построено в таком масштабе, чтобы можно было говорить о сертифицированном новом направлении. Работающие сейчас станции за срок эксплуатации съедят более 4 млн. тонн природного урана. Если еще будут построены атомные станции, то можно ожидать, скорее всего это – максимальная оценка, к концу века атомная энергетика скушает примерно 20 млн. тонн природного урана. Эта цифра близка к оценке рентабельных запасов природного урана в мире. В таком состоянии можно говорить о топливной проблеме как об отдаленной перспективе, которая не требует решения «здесь и сейчас».

Ну а если, вдруг, начать с середины века замещать тепловые реакторы быстрыми, которые сейчас проектируются, то замещение удастся реализовать не ранее чем к 2300 году, при этом придется израсходовать более 35 млн. тонн природного уран. Таким образом, топливная проблема атомной энергетики в ближайшие 50-100 лет уже заложена текущим ее развитием, вне зависимости от строительства или нестроительства быстрых реакторов.

Поэтому, следует в качестве стратегического направления развития отрасли сосредоточить усилия на решении топливной проблемы в таком виде, чтобы обеспечить топливом тепловые реакторы. Работающие и те, которые будут построены.