Увеличить энергоэффективность за счет энергосбережения. Возможно?

Рассуждаем дальше. В мире больше 200 стран, и в каждой из них потребляется энергия и производится ВВП. Сравнивая эффективность использования энергии в разных странах, т.е. сколько $ можно получить из 1 кг энергии, оказывается, что эффективность использования энергии существенно отличается. Казалось бы, очевидный вывод из этого наблюдения заключается в том, что те страны где энергоэффективность наихудшая считаются отсталыми в смысле технологического развития. Однако, не следует спешить. Не все так просто. Производство товарной продукции в современном мире многостадийно. В одних странах преимущественно производится продукция начального этапа передела, в других конечного. Например, в России до недавнего времени производилось около 5 млн. тонн алюминия, практически весь этот алюминий поставлялся на экспорт по цене около 2 $ за килограмм. При этом чтобы получит 1 кг алюминия из бокситов надо затратить примерно 19 кВт*час электроэнергии. На мировом рынке Россия покупает изделия из алюминия по цене около 10 $ за килограмм (радиаторы для автомобилей, оконные профили и др). Чтобы сделать 1 кг такого изделия из алюминиевой чушки энергии надо потратить менее 1 кВт часа на 1 кг. Таким образом, определяющим фактором разной энергоэффективности в разных странах является не технологическая отсталость, а различия в структуре производства. Наиболее низкая энергоэффективность в тех странах, в которых производят продукцию начальных этапов передела. По этой причине стремление увеличить энергоэффективность в РФ за счет программы энергосбережения, вообще говоря, глупость. Технологии производства энергоемких товаров в РФ практически не уступают мировому уровню энергоэффективности. Это можно увидеть на гистограмме, построенной по результатам исследований МЭА (Международное Энергетическое Агентство). А значит для повышения энергоэфективности надо менять структуру производства и повышать долю производства товаров конечного потребления, производить товары с большой добавленной стоимостью.