1917 subscribers

Битые против небитых: сага о телесных наказаниях

177 full reads
207 story viewsUnique page visitors
177 read the story to the endThat's 86% of the total page views
4 minutes — average reading time
Хотелось бы поговорить с вами на одну щекотливую тему. А именно: "можно ли бить детей". Кое-кому из вас могло показаться, что вы уже знаете ответ на этот вопрос. Однако, я почти уверен, что это не так. Просто потому, что когда я становлюсь свидетелем спора на данную тему, я понимаю, что люди говорят совершенно о разном. Они называют одними и теми же словами, совершенно разные вещи, а потому, пытаясь добраться до истоков чужих, как им кажется, заблуждений, они отталкиваются от совершенно разных предпосылок.
Хотелось бы поговорить с вами на одну щекотливую тему. А именно: "можно ли бить детей". Кое-кому из вас могло показаться, что вы уже знаете ответ на этот вопрос. Однако, я почти уверен, что это не так. Просто потому, что когда я становлюсь свидетелем спора на данную тему, я понимаю, что люди говорят совершенно о разном. Они называют одними и теми же словами, совершенно разные вещи, а потому, пытаясь добраться до истоков чужих, как им кажется, заблуждений, они отталкиваются от совершенно разных предпосылок.

Помните один из главных постулатов НМа? "Дыма без огня не бывает". А что у нас за дым? Со стороны противников телесных наказаний"ребёнок вырастет и отомстит", а со стороны сторонников "за одного битого двух небитых дают, и то, брать не хотят". Однако, внимательно взглянув на каждое из дымовых облачков, внимательный человек поднимет бровь. Это, очевидно, выводы из совершенно разных, вовсе не пересекающихся между собой предпосылок. Да-да, именно то, о чём я говорю. Люди спорят о разных вещах, даже не понимая этого.

Надо понимать две вещи. Первое: воспитание ребёнка - крайне сложный, многоэтапный и растянутый во времени процесс. Второе: подавляющее большинство родителей в нём не понимают ни шиша, даже близко. Я абсолютно согласен с человеком, однажды сказавшим: "чтобы получить право водить машину, человека обязывают учиться и проходить экзамены, а так же проходить медицинское обследование на предмет психического здоровья, а вот, чтобы родить ребёнка, достаточно просто по пьяни потереться о другого человека."

Давайте будем честны с собой. Никто из нас не может считаться специалистом в этом вопросе. Даже вырастив десяток детей, вы не можете считаться специалистом. Все мы профаны. Просто, кто-то в большей степени, а кто-то в меньшей степени. Чудо развития двух слившихся клеток в полноценного и функционального члена общества слишком многогранно, и в мире не просто нет человека, который всё знает о каждой из граней. В мире в принципе нет полного набора знаний об этом процессе.
Давайте будем честны с собой. Никто из нас не может считаться специалистом в этом вопросе. Даже вырастив десяток детей, вы не можете считаться специалистом. Все мы профаны. Просто, кто-то в большей степени, а кто-то в меньшей степени. Чудо развития двух слившихся клеток в полноценного и функционального члена общества слишком многогранно, и в мире не просто нет человека, который всё знает о каждой из граней. В мире в принципе нет полного набора знаний об этом процессе.

Итак, давайте сначала пройдёмся по причинам, по которым телесные наказания детей - это плохо. Так вот, дело в том, что... каждый третий человек - садист. Ей богу, как много вещей в мире строится на одних и тех же постулатах, меня это поражает. Так вот, очевидно, что в случае допустимости телесных наказаний, эти самые, подавляющие себя садисты оказываются в ситуации, когда их садизм получает общественное одобрение. Бум! Вот вам получаются дети, которых били не ради воспитания, а ради того, чтобы сбросить пар.

Выводы? Ну, наверное, стоит полностью запретить телесные наказания, правда? Ну, НМ бы не был НМом, если бы не прошёлся катком по популярному мнению. Сейчас он будет последовательно уничтожать аргументы людей, которые считают, что ребёнка нельзя бить ни в коем случае.

Каждый человек всегда пытается дополучить во взрослом возрасте то, чего недополучил в детстве, но в больших объёмах. Если у тебя в детстве не было велосипеда, ты будешь пытаться получить машину. Если тебе в детстве не хватало родительской любви, ты чересчур много будешь требовать от своего партнёра. Если тебе в детстве не хватило ремня, ты будешь пытаться нарваться на пулю. Да, это штука. Но в каждой шутке есть доля правды.
Каждый человек всегда пытается дополучить во взрослом возрасте то, чего недополучил в детстве, но в больших объёмах. Если у тебя в детстве не было велосипеда, ты будешь пытаться получить машину. Если тебе в детстве не хватало родительской любви, ты чересчур много будешь требовать от своего партнёра. Если тебе в детстве не хватило ремня, ты будешь пытаться нарваться на пулю. Да, это штука. Но в каждой шутке есть доля правды.

Процесс становления ребёнка - дело сложное. И дамокловым мечом над любым родителем висит опасность вырастить ребёнка, чей эгоизм совершенно не считается с интересами других людей. Включая тех самых родителей. Однако, не стоит забывать, что главная причина, по которой человек уважает чужие границы - это страх. Отсутствие телесных наказаний часто сочетается с отсутствием адекватной замены этим наказаниям. В результате, человек растёт с осознанием, что вот свои границы защищать надо, а на чужие можно наплевать. Потому что ничего не будет. С жёсткой реальностью такой человек сталкивается тогда, когда выбирается из-под крылышка родителей. Обижается и начинает верещать о том, какие все вокруг злые, не понимая, что главный злодей тут - это он.

Да, реальность далека от идеалов. Люди эгоисты. Даже пресловутое "сочувствие" - это проявление эгоизма. Очень многие люди совершают ошибку, примеряя на ребёнка мировоззрение взрослого человека. Школа даже близко не похожа на работу. И не только потому, что школьник из неё домой приносит какие-то непонятные оценки, вместо денег. А потому, школьник попросту психологически устроен иначе, чем взрослый человек.

До пяти лет, к примеру, мозг использует ограниченный функционал. Новые функции постепенно вводятся в работу, а до тех пор, пока они не введутся, ребёнок попросту физически не способен усвоить некоторые вещи, кажущиеся само собой разумеющимися. Например, "моё-твоё". Да что там? До определённого возраста если ребёнок не видит объект, этого объекта, по его мнению, не существует. Но даже после пяти лет, несмотря на полную активацию всех функций, ребёнок оказывается в состоянии, отличном от взрослого. Потому что на работу мозга влияют гормоны, а гормональный фон ребёнка до подросткового возраста, даже близко не похож на гормональный фон взрослого.
До пяти лет, к примеру, мозг использует ограниченный функционал. Новые функции постепенно вводятся в работу, а до тех пор, пока они не введутся, ребёнок попросту физически не способен усвоить некоторые вещи, кажущиеся само собой разумеющимися. Например, "моё-твоё". Да что там? До определённого возраста если ребёнок не видит объект, этого объекта, по его мнению, не существует. Но даже после пяти лет, несмотря на полную активацию всех функций, ребёнок оказывается в состоянии, отличном от взрослого. Потому что на работу мозга влияют гормоны, а гормональный фон ребёнка до подросткового возраста, даже близко не похож на гормональный фон взрослого.

И даже после включения "систем" не стоит забывать, что растущий человек всё равно отличается от выросшего в самом главном. Его "база знаний о мире" пуста. Межчеловеческие отношения в этой базе знаний тоже... отсутствуют. Сочувствие, вежливость, уважение... всё это для ребёнка - пустые звуки. Он отлично понимает, что это не пустой звук для взрослого, и потому имитирует понимание. Но он не понимает. Он только вырабатывает понимание этих вещей.

Иными словами, если уж вы отказались от воспитания, посредством ремня, вы должны выработать адекватную замену. Бессмысленно обращаться к сочувствию и доброте ребёнка. Их нет. Это имитация. Я уже рассматривал вопрос доброты и имитации доброты в другой статье. Ребёнок - это эгоистичная сволочь. Без вариантов. А потому, формирование его личности должно происходить под давлением ощутимых и простых поощрения и наказания.

Но самая жестокая правда тут в том, что формирование ценностей занимает тупо больше времени, чем... дрессировка. Как бы жестоко это не звучало, но хорошее поведение ребёнка нужно "здесь и сейчас". Причём даже не столько родителей, сколько самому ребёнку, который, не понимая опасностей мира, способен навредить себе и окружающим. А формирование ценностей - это процесс, растянутый на годы. Схема "сделал хорошо - получи печеньку, а сделал плохо - получи по попе" примитивна, но работает. Второй пункт надо не изымать, а заменять.
Но самая жестокая правда тут в том, что формирование ценностей занимает тупо больше времени, чем... дрессировка. Как бы жестоко это не звучало, но хорошее поведение ребёнка нужно "здесь и сейчас". Причём даже не столько родителей, сколько самому ребёнку, который, не понимая опасностей мира, способен навредить себе и окружающим. А формирование ценностей - это процесс, растянутый на годы. Схема "сделал хорошо - получи печеньку, а сделал плохо - получи по попе" примитивна, но работает. Второй пункт надо не изымать, а заменять.

Да, каждый третий человек - садист. Но два человека из трёх - нет. Большинство родителей, применявших ремень к попе ребёнка, не испытывают от этого удовольствия, и прибегают к нему в ситуации, когда разговоры уже не помогают. На ребёнка куда эффективней действует удар по попе, чем разговоры о том, что прыгать по стройке - опасно. И несколько секунд боли спасают жизнь.

А теперь вопрос: кто эффективней придумает психологический аналог удара по попе. Столь же пугающий и эффективный? Ответ: садист. То есть, тот, кто будет стебаться над ребёнком ради решения своих психологических проблем, а не тот, кто реально о нём заботится. И в этом главная проблема. Попросту нет эффективного аналога. Отнять карманные деньги? Так что это, получается, НМ, росший в бедной семье был всё детство наказан? Отнять гаджет? Так что это получается, НМ, росший в девяностые, был всё детство наказан? Да и в целом, это не особо эффективное наказание. Ребёнок умеет быстро переключать внимание, а после пятого такого наказания, уже придумает эффективную схему действий в условиях ограниченности ресурсов, и перестанет его бояться. Страх сменится чувством лёгкого недовольства. А человек, который не боится расстроить даже своих близкий, определённо не побоится расстроить совершенно чужих ему людей. Ранее это было очевидно. Но ныне это всего лишь непопулярное мнение.