дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Оверхайп: Assassin's Creed: Black Flag

26 July 2019
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Вы на канале НМа, доцента кафедры Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики. И сегодня мы поговорим о самой худшей из крупных частей небезызвестной серии "Кредо асассина". Да-да, о самой худшей, хотя многими она считается "самой лучшей".
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Вы на канале НМа, доцента кафедры Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики. И сегодня мы поговорим о самой худшей из крупных частей небезызвестной серии "Кредо асассина". Да-да, о самой худшей, хотя многими она считается "самой лучшей".
Это габеноугодно: по традиции ссылка на стим-версию игры. Только стим-версии. Никаких версий из ю-плей, гог или эпик-стор. Святой Габен, региональные цены дающий, пиратов в лоно лицензии возвращающий, ересей не приемлет.

Итак, "Чёрный флаг". Эту игру принято хвалить за то, какая она интересная, за то, какой у нас необычный, живой и харизматичный герой, за то, сколько свободы она даёт, и за то, как передаёт пиратскую романтику. По самому популярному из мнений, эта игра попросту лучшая в серии, а за ней пошла сплошная деградация. Однако, это не так. Первые признаки деградации в серии случились, когда волевым решением сверху режимом игры по-умолчанию в первой части стал казуальный, а не задуманный авторами симулятивный.

Это справедливо: НМ не будет спорить с тем, что "Чёрный флаг" хорошо передаёт дух пиратской романтики и довольно плотно забит всевозможными активностями, позволяющими найти занятие практически в любом месте. Это игре, действительно, удалось на все 100%. Однако, этого мало, чтобы перестать быть худшей в серии.
На этот раз вводная получилась не очень большой. Уже, буквально, со следующего абзаца мы начнём разбирать грехи игры, один за другим, с каждым новым грехом всё больше и больше погружая её в грязь. НМ постарается описать каждый из грехов так, чтобы с ним было невозможно поспорить. Однако, даже если вы сыграете в адвоката Дьявола и опровергнете пару обвинений, игру это всё равно не спасёт от последнего места.
На этот раз вводная получилась не очень большой. Уже, буквально, со следующего абзаца мы начнём разбирать грехи игры, один за другим, с каждым новым грехом всё больше и больше погружая её в грязь. НМ постарается описать каждый из грехов так, чтобы с ним было невозможно поспорить. Однако, даже если вы сыграете в адвоката Дьявола и опровергнете пару обвинений, игру это всё равно не спасёт от последнего места.
Грех I. Главный герой.

Эдди Кенуэй, обычно, считается одним из лучших главгероев в серии. Аргументы следующие:

1. Он - первый персонаж, которого не интересует война тамплиеров и асассинов. Он преследует свои цели.

Ох, какая же это большая ложь. По ходу сюжета Эдвард проходит через арку, меняя черту "не интересуется борьбой тамплиеров и асассинов" на "становится истовым последователем креда". Уже в предыдущей игре, в третьей части, мы знали, что именно Эдди натаскал Хейтема прыгать по крышам домов и махать скрытым клинком ещё в детстве, прежде чем Хейтем был перевербован тамплиерами.

Точно такую же арку проходили два предыдущих главных героя: Эцио Аудиторе и Радунхагейду. При этом Эцио вербовали с десяток лет, а Радунхагейду шёл по пути борьбы с Тамплиерами просто потому, что цели асассинов совпадали с его собственными.

2. У него есть чувство юмора, и он харизматичен.

У Эцио тоже было чувство юмора. Но в случае с Эдди всё хуже. Вся его харизма рушится о тот факт, что он бросил свою жену без копейки денег и не вспоминал о ней всю игру до самых финальных титров, в которых знакомится со своей повзрослевшей и осиротевшей дочкой.

Люди, с которыми НМ спорил на эту тему, часто говорили о том, что Эдди не мог вернуться домой, ведь за его голову была назначена награда. Но всё это полная чушь, когда вспоминаешь о том, что правительство предлагало Эдварду каперскую лицензию.

Это легально: каперы, по сути, те же пираты. Но абсолютно легальные. Они служат определённому правительству и грабят суда его торговых и военных противников. За такой "ограниченный рацион" они получают плюшки в виде права входить в настоящие порты, стоящие на государственном обеспечении, и права не быть повешенными.

При этом на тот момент Эдди был уже капитаном корабля, с командой. Неплохой карьерный рост для того, кто нанялся обычным матросом, дабы "подзаработать и стать уважаемым". Но, нет, свою официальную жену Эдди променял на "братанов-пиратов" и бухлишко. Да, бухлишко. Если вдруг захотите поиграть, вспомните, сколько раз Эдди в заставках просыпается после похмелья.

По сути своей, как и в случае с GTA 5 персонаж кажется меньшим ублюдком только потому, что им управляете вы. Интерактивность сглаживает углы. Но Эдди - ублюдок. Он безответственный козёл, бросивший беременную жену без копейки денег ради бухла, друганов и доступных женщин.

По сути по своей, большинство из игравших даже не помнят о том, что у Эдди вообще была жена. С жены всё начинается (Эдди едет на заработки), женой всё и заканчивается (она умерла, и, судя по тому, что несовершеннолетней девочке пришлось искать пиратствующего батю, других родственников не осталось: жена умерла в одиночестве), но между началом и концом свободная жизнь бухающего сорвиголовы, который вообще не парится ни про какую ответственность, кроме как перед братанами: будь это братаны-пираты или братаны-асассины.
По сути по своей, большинство из игравших даже не помнят о том, что у Эдди вообще была жена. С жены всё начинается (Эдди едет на заработки), женой всё и заканчивается (она умерла, и, судя по тому, что несовершеннолетней девочке пришлось искать пиратствующего батю, других родственников не осталось: жена умерла в одиночестве), но между началом и концом свободная жизнь бухающего сорвиголовы, который вообще не парится ни про какую ответственность, кроме как перед братанами: будь это братаны-пираты или братаны-асассины.
Грех II. Снова главный герой.

Но уже не Эдди, а этот... как его... ну этот... от первого лица которого мы бродим по офису. Как его вообще зовут? Он вообще мужчина? Женщина? Боевой андроид?

Признаться честно, главгерой оригинальной трилогии (в которой пять крупных игр, ога), Дезмонд, тоже не фонтан. Хоть какой-то интерес Дез умудряется вызывать только в секции с головоломками в "Откровениях", где нам дают намёки на то, что наше альтерэго в современности, оказывается, всегда знало про асассинов и тамплиеров, но умело прикидывалось шлангом.

Это ожиданияобманно: и ты такой "вау, он просто прикидывается дурачком". На самом деле он умный и хитрый мастер выжидания! Что же дальше будет? А дальше будет целая игра про то, что Дезмонд не притворяется дурачком, а и есть дурачок, а затем он и вовсе умирает. "Живите с этим", как бы говорят сценаристы.

Но новый главный герой ещё хуже. Всё, что он может, это ходить с планшетом и тыкать в кнопки. Даже не говорит. У него вообще нет никакого характера. Как следствие этой ограниченности главного героя, произошла окончательная деградация геймплея в современности. Если Дезмонд прыгал по крышам, толкался через толпу и шмалял из пистолета, новый главгерой просто ходит по офису с планшетом.

НМ не будет спорить о том, что геймплей в современности в серии всегда был рудиментальным. Однако, предыдущая трилогия (в которой пять крупных игр, мобильные игры и комиксы, ога) старалась развивать эту линию. В первой части мы только могли гулять по офису. Во второй - немного попрыгали по складу и подрались. В части 2.33 могли паркурить по городку с машинками. В 2.66 нас заперли в Анимусе, но были головоломки и сюжетный поворот. В третьей части аж три полноценных миссии в современности, не считая храма и сюжета про конец света. У идеи был потенциал. Но его попросту слили.
НМ не будет спорить о том, что геймплей в современности в серии всегда был рудиментальным. Однако, предыдущая трилогия (в которой пять крупных игр, мобильные игры и комиксы, ога) старалась развивать эту линию. В первой части мы только могли гулять по офису. Во второй - немного попрыгали по складу и подрались. В части 2.33 могли паркурить по городку с машинками. В 2.66 нас заперли в Анимусе, но были головоломки и сюжетный поворот. В третьей части аж три полноценных миссии в современности, не считая храма и сюжета про конец света. У идеи был потенциал. Но его попросту слили.
Грех III. Пиратская романтика.

"Как же так, НМ, ты же говорил, что пиратская романтика удалась, и тут же записываешь её в грехи?" спросите вы. И будете правы. Но... взгляните на название игры. Там написано "Кредо пирата"? Нет. Там написано "Кредо асассина". Наверное, в игре с названием "Кредо асассина" логичней дать нам асассина, пусть даже и пирата, а не пирата, который только в самом конце сюжета начинает асассинить?

Это концептуально. Во вторых трёх частях у нас была весьма достоверная Италия и достоверная Эпоха Возрождения. И была романтика Рима, Венеции, Стамбула. Но главгерой был асассином. В третьей части отлично чувствовалась романтика освоения фронтира и Войны за Независимость. Но главный герой был асассином. Вы имели все шансы полюбить эти игры, даже если вам не нравится эпоха.

Но полюбить "Чёрный флаг", если вам не нравятся пираты, сложно.

Грех IV. Снова пиратская романтика.

"И что на этот раз?", спросите вы.

Видите ли, до "Чёрного флага" серия уверенно двигалась по временной линии вперёд. Сюжет был сквозным. Нам показывали, как асассины идут к цели сразу в двух временных линиях. В прошлом предок показывает нам истоки конфликта, а в настоящем Дезмонд находит древние руины и пытается остановить конец света.

Нас готовили к тому, что финальное противостояние состоится в современности. Нам объясняли, как развиваются технологии, как меняется война. Каждый следующий асассин должен был стать сильнее предыдущего.

И тут сценаристы нам говорят "тут, это самого, финальное противостояние откладывается, мы тут на три поколения назад прыгнули... пира-а-а-а-аты!" и вы можете лишь смириться.

Финального противостояния в современности так и не случилось. "Чёрный флаг" был одним из тех, кто сделал это возможным.

И вот тут мы забываем про сюжетные перипетии и переходим к технической реализации проекта и "отличным" геймдизайнерским решениям. Вы думали, НМ будет только к сюжету придираться? Наи-и-и-ивные. В геймплейном плане в "Чёрного флага" всё тоже очень и очень печально.
И вот тут мы забываем про сюжетные перипетии и переходим к технической реализации проекта и "отличным" геймдизайнерским решениям. Вы думали, НМ будет только к сюжету придираться? Наи-и-и-ивные. В геймплейном плане в "Чёрного флага" всё тоже очень и очень печально.
Грех V. Анимации.

"Чёрный флаг" - это та часть серии, в которой впервые ухудшились боевые анимации. До этого анимация была самым настоящим пиршеством для глаз. Каждая следующая часть вносила что-то новое. Кошачья грация и дикая агрессия Радунхагейду, например, резко контрастировала с чопорным спокойствием и изящной выверенностью движений его отца, Хейтема. Совершенно не меняя механики боя, просто за счёт одних лишь анимаций Юбисофт полностью меняла ощущения от персонажа. И третья часть достигла в этом вопросе апогея. Все три персонажа ощущались по-разному. Дикарь Радунхагейду, аристократ Хейтем и татуированное полубыдло Дезмонд.

В предыдущей крупной части разработчики расщедрились аж на три пака крутой анимации для трёх персонажей. При том, что каждый из них (кроме Дезмонда), ещё и мог использовать совершенно разное по типу оружие. Драка двуручной дубиной, топором, голыми руками, саблей или мушкетом со штыком выглядела совершенно по-разному. И это у одного персонажа.

Эдди же достались слегка модифицированные анимации Радунхагейду, заточенные всего под два типа боя: либо ты дерёшься двумя саблями, либо голыми руками. Это, мои малиновые штаны, называется "реюз". И реюз этот кривой. Потому что Эдди со своими размашистыми ударами двумя саблями часто проходит сквозь стены или других персонажей. И это в игре, завязанной на не самые просторные кораблики и абордажную толкучку на этих самых кораблях. Да, Эдди часто делает то, что делают девочки на картинке выше: проходят конечностями сквозь стены.

Это неразумно: по-умолчанию Эдди орудует двумя саблями и 90% его покупного оружия - длинное. Пираты же предпочитали оружие другого типа. Они орудуют в толкучке и тесных помещениях. Длинные парные сабли - самый тупой из возможных выборов.
А ещё, бегает Эдди по деревьям один в один с анимациями Радунхагейду. Почему? В третьей части Хейтем, сын Эдди, не умел прыгать по деревьями, но умел прыгать по крышам домов. Навык прыжка по крышам домов у Хейтема был получен "при особом воспитании". навык прыганья по деревьям был получен Радунхагейду от особо бойкой мамочки из числа индейцев. Откуда этот навык у городского жителя Эдди, и почему навык не был передан Хейтему?
А ещё, бегает Эдди по деревьям один в один с анимациями Радунхагейду. Почему? В третьей части Хейтем, сын Эдди, не умел прыгать по деревьями, но умел прыгать по крышам домов. Навык прыжка по крышам домов у Хейтема был получен "при особом воспитании". навык прыганья по деревьям был получен Радунхагейду от особо бойкой мамочки из числа индейцев. Откуда этот навык у городского жителя Эдди, и почему навык не был передан Хейтему?
Грех VI. Третий раз пиратская романтика.

Но на этот раз, с позиции геймплея. Дело в том, что морские сражения были сделаны ещё в третьей части. То есть, это снова "реюз". Но бог бы с ним, с реюзом, так ведь реюз снова кривой. Упрощённый (поэтому в иллюстрациях такая ироничная картинка с пираткой и игрой "три в ряд") до жути.

В третьей части вы должны были подгадывать момент, решать, какой тип ядер зарядить. Перезарядка типов ядер била по таймингам. И никто не запрещал ударить книппелями со всех бортовых пушек разом. И разные типы ядер имели разный тип урона, разную тактическую ценность.

А что в "Чёрном флаге"? С борта бить можно только ядрами. Книппелями можно бить только с носовых орудий. И разница в уроне от книппелей и ядер ощущается только в цифрах. То есть, книппелями мы стрелям не потому, что хотим повредить мачты и лишить врага манёвренности, а потому, что это единственный тип урона (кроме мортиры), которым можно двинуть "прямо по курсу", но со штрафом к мощи урона. Ну не свинство ли?

В игре на добрых 50% состоящей из морских боёв порезали морские бои. Ну не свинство ли? И эти морские сражения хвалили? Понятно, что пипл схавал морские сражения в третьей части и ему захотелось "тех же щей". Но в поговорке "тех же щей, да погущей". А тут щей наливают жи-и-и-иденьких, но много.
В игре на добрых 50% состоящей из морских боёв порезали морские бои. Ну не свинство ли? И эти морские сражения хвалили? Понятно, что пипл схавал морские сражения в третьей части и ему захотелось "тех же щей". Но в поговорке "тех же щей, да погущей". А тут щей наливают жи-и-и-иденьких, но много.
Грех VII. Паркур!

На первый взгляд может показаться, что придраться не к чему. Паркурит Эдди прямо так же, как самый лучший паркурщик из серии (на тот момент), Радунхагейду. И по крышам бегает, и по деревьям резво скачет (хотя и не должен) и с корабля на корабль может на полном ходу сигануть... не к чему придраться.

А вот, на самом деле, есть к чему. Верите вы или нет, но за паркур ругали уже третью часть. И главный аргумент был "негде". После извилистых улочек Стамбула, многоэтажек Венеции и эпичных строений Рима, колониальная Америка казалась почти равниной. Три этажа - это уже круто. Большинство зданий стоит довольно далеко друг от друга...

Но когда вышел "Чёрный флаг" об этой претензии все и забыли. Хотя, вообще-то, здесь большая часть строений и вовсе одноэтажные. Шикарно!

Грех VIII. Микротранзакции.

Вообще, НМ к микротранзакциям относится спокойно. В том же "Единстве" были микротранзакции, но НМ даже не подумает их внести в грех. Почему? Потому что там они не мешают. Без них играется абсолютно нормально. Даже, напротив, в "Единстве" или в "Истоках", если ты заплатишь деньги, тебе будет играться хуже, так как ты лишишься кайфа от прокачки.

Но в "Чёрном флаге" всё иначе. "Чёрный флаг" не просто так стала последней игрой, где в Креде был соревновательный мультиплеер. Микротранзакции его убили.

Да, в игре, продающейся за полную цену, были микротранзакции, позволяющие получить дополнительное преимущество в соревновательном мультиплеере. Но про это, почему-то, журналюги и поклонники игры молчат. А про возможность купить немного опыта в "Истоках", в которых ты получаешь максимальный уровень где-то в конце второй трети игры, не вложив ни копеечки в покупку опыта, пищат на каждом углу.

Вот такая она, "лучшая игра в серии". Игра, где два главных героя, но один - ублюдок, а второй - безликое бесхарактерное нечто. Игра про путешествия сквозь эпохи, которая споткнулась в путешествии и решила сделать несколько шагов назад. Игра про асассинов, где не чувствуется дух асассинов. Игра про морские бои, где бои оказуалены. Игра в серии про красивую боёвку, где боёвка была изуродована. Игра про паркур, в которой негде паркурить. Игра, в которой был убит прекрасный мультиплеер, и убит навсегда.
Вот такая она, "лучшая игра в серии". Игра, где два главных героя, но один - ублюдок, а второй - безликое бесхарактерное нечто. Игра про путешествия сквозь эпохи, которая споткнулась в путешествии и решила сделать несколько шагов назад. Игра про асассинов, где не чувствуется дух асассинов. Игра про морские бои, где бои оказуалены. Игра в серии про красивую боёвку, где боёвка была изуродована. Игра про паркур, в которой негде паркурить. Игра, в которой был убит прекрасный мультиплеер, и убит навсегда.

НМ насчитал 8 смертных грехов. И это он не подсчитывал проблемы, которые были лично вот у него. Он подсчитывал проблемы максимально объективно, без откровенной вкусовщины.

Да, если вам нравятся пираты, то вы можете вычеркнуть грех про пиратскую романтику из личного списка. Но вот это - вкусовщина. Потому что серия игр, изначально, не про пиратов. Сделать центральной темой пиратство в игре про асассинов (центральной, а не фоном, как это сделано в других играх серии), которая, вроде как, является не спин-оффом, а номерной частью, это всё равно, что сделать крупную номерную игру в серии Uncharted с упором не на приключения и сокровища, а на менеджмент корпорации.

Основная целевая аудитория из числа поклонников серии ждёт не этого. Однако, подобное логичное умозаключение, всего лишь непопулярное мнение.

Это канал не только об играх. Кафедра Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики изучает все виды деятельности долбодятлов. В следующих статьях:
Милота котиков переоценена! Утверждение "все любят котиков" ложь!
Блеск и нищета Викторианской Англии. Блестящие фасады и грязные переулки. Целомудренные бесправные аристократки и свободные развратные простолюдинки.
Рубрика "Что, если..." и сценарий "феминизм стал господствующей идеологией во ВСЕХ странах мира".