1918 subscribers

Талант и интерес: самоподдерживающая структура в эволюции

184 full reads
336 story viewsUnique page visitors
184 read the story to the endThat's 55% of the total page views
3 minutes — average reading time
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Вас занесло на канал НМа, доцента кафедры Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики. Скажите, вы никогда не замечали, что ваши таланты уверенно кучкуются именно в тех вещах, которые вам интересны? Или что ваши интересы предпочитают кучковаться в тех вещах, к которым у вас есть талант? Если замечали, то не удивляйтесь - вы не одни такие, мои малиновые штаны, так устроены все человеки.
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Вас занесло на канал НМа, доцента кафедры Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики. Скажите, вы никогда не замечали, что ваши таланты уверенно кучкуются именно в тех вещах, которые вам интересны? Или что ваши интересы предпочитают кучковаться в тех вещах, к которым у вас есть талант? Если замечали, то не удивляйтесь - вы не одни такие, мои малиновые штаны, так устроены все человеки.

Несмотря на то, что "интерес" и "талант" - это два совершенно важных явления, на самом деле у них куда больше общего, чем может показаться. Обратимся к Вики (определения сокращены).

Что такое талант? Талант - это выдающиеся способности человека в определённой сфере деятельности.
Что такое интерес? Интерес - это понятие, отражающее реальную причину тех или иных действий.

На первый взгляд - вот вообще ничего общего, верно? Явления из совершенно разных сфер, не так ли?

Но давайте представим, что у человека есть талант, скажем, к рисованию. Человек пробует рисовать. Получает результат. Результат его удовлетворяет. Скорей всего, при этом результат хвалят окружающие. Иными словами, человек удовлетворяет свои потребности в уважении, эстетические потребности и потребность в самореализации. Это приятно. И человек хочет повторить этот опыт, а потому начинает рисовать снова, снова и снова.

Обратимся к пирамиде великого фараона Маслоу. Как мы видим, талант умудряется покрывать сразу несколько уровней пирамиды. При этом, уровней весьма и весьма высоких. Учитывая, что два нижних уровня пирамиды в современном обществе у подавляющего большинства людей практически гарантированы, а с приходом интернета и третий уровень пирамиды можно считать гарантированным, мы получаем занятную картину: эксплуатация таланта становится самой эффективной тактикой для достижения верхушки пирамиды.
Обратимся к пирамиде великого фараона Маслоу. Как мы видим, талант умудряется покрывать сразу несколько уровней пирамиды. При этом, уровней весьма и весьма высоких. Учитывая, что два нижних уровня пирамиды в современном обществе у подавляющего большинства людей практически гарантированы, а с приходом интернета и третий уровень пирамиды можно считать гарантированным, мы получаем занятную картину: эксплуатация таланта становится самой эффективной тактикой для достижения верхушки пирамиды.

Иными словами, возникает интерес. Интерес, который сам толкает совершенствоваться в данном ремесле (уровень познавательных потребностей), что ведёт к дальнейшему развитию навыка, в котором у человека талант. Что ведёт к укреплению интереса, что ведёт к новому укреплению навыка.

А если у человека нет таланта? Если есть только интерес? Ну, если взглянуть на пирамидку, то становится понятно, что сам факт наличия интереса, означает, что четыре нижних уровня потребностей уже удовлетворены. Это "условие задачи", грубо говоря. Так завещал фараон Маслоу, и я не знаю никого, кто мог бы привести аргументы против пирамидки так, чтобы её додумались перестраивать.

Человек, испытывающий интерес к чему-то, находится на пятом уровне пирамиды. Он сыт, не испытывает недостатка в уважении, не чувствует угрозы жизни. Ему норм. Он вполне может потратить силы на совершенствование навыка. А успешное совершенствование навыка ведёт к удовлетворению. Которое вновь рождает интерес. Который ведёт к совершенствованию навыка.

Отклонения могут встречаться, однако именно что самоподдерживающаяся связка талант-интерес чаще всего наблюдается у успешных людей.

При этом, отсутствие таланта не может стать преградой к самосовершенствованию. Идея таланта проваливается уже на уровне определения, является ли талант техническим или гуманитарным.

Большинство так называемых "талантливых людей" проводят долгие часы в тренировках, над учебниками или в репетициях. Личный опыт НМа, подтверждаемый знакомыми преподавателями, говорит о том, что "отсутствие таланта" не может стать преградой в том, чтобы получить профессиональный навык в любой из областей. Если вы физиологически полноценный человек, который готов упорно трудиться, и имеете источник знаний, вы можете развиваться в абсолютно любой области.
Большинство так называемых "талантливых людей" проводят долгие часы в тренировках, над учебниками или в репетициях. Личный опыт НМа, подтверждаемый знакомыми преподавателями, говорит о том, что "отсутствие таланта" не может стать преградой в том, чтобы получить профессиональный навык в любой из областей. Если вы физиологически полноценный человек, который готов упорно трудиться, и имеете источник знаний, вы можете развиваться в абсолютно любой области.

Не бойтесь провалиться на любом из этапов. Успеха достигают только неудачники. Неудача - всего лишь этап. Место, где вы споткнулись о плохое объяснение в учебнике (к примеру, в русской системе образования наблюдаются систематические проблемы с теми же историей и литературой), или о недостаточно развитый вами в детстве тип мышления, который теперь надо тренировать. В Античности и опирающейся на античные представления о мире Эпохе Возрождения считалось, что человек должен быть всесторонне развит, и всесторонне развитых было в процентном соотношении намного больше, чем сейчас. Что само по себе о чём-то, да говорит.

Интерес и талант идут рука об руку, потому что их связка - это эффективная и конструктивная самоподдерживающаяся структура. У этой связки имеется эволюционная ценность. Она позволяла естественным путём быстро развиваться, выбирая самую простую и эффективную стратегию. В современном обществе эта структура бьётся о дополнительные препятствия, которых не было в жизни древнего человека.

В частности, видеоигры. Они построены таким образом, чтобы человек мог их пройти или же добиться высоких рангов, только постоянно совершенствуя навык. При этом, они же постоянно награждают за развивающийся навык. Это эксплуатация самоподдерживающейся структуры таланта-интереса. Эволюционно отточенный механизм самосовершенствования с удовольствием выберет данное направление развития, если не будет перенаправлен в иное русло сознательно.
В частности, видеоигры. Они построены таким образом, чтобы человек мог их пройти или же добиться высоких рангов, только постоянно совершенствуя навык. При этом, они же постоянно награждают за развивающийся навык. Это эксплуатация самоподдерживающейся структуры таланта-интереса. Эволюционно отточенный механизм самосовершенствования с удовольствием выберет данное направление развития, если не будет перенаправлен в иное русло сознательно.

Несмотря на то, что игры, как механизм эксплуатации таланта-интереса ведут к развитию, развивают они, преимущественно, сами, базовые типы мышления, редко давая полезные практические навыки, вроде умения ориентироваться по карте, или осознания базовых принципов средневековой сословной морали. Ведь их самоцель не игровое обучение, а именно поддержание вашего интереса.

Современное общество слишком сложно в сравнении с обществом примитивных гоминидов прошлого. Есть очень много социальных надстроек, к которым наш эволюционирующий в условиях постоянной нехватки всего, попросту не приспособлен. Современный гоминид для грамотного развития должен хорошо осознавать базовые принципы работы собственного мозга и умело их направлять. Таково моё скромное непопулярное мнение.

Понравилась статья? Дальше больше. В ближайшее время на канале:
Может ли являться обучающая физике игра искусством? Да, может, ибо следующая статья в рубрике "Интерактивное искусство" будет посвящена как раз такой игре.
Могут ли экстраверсия и интроверсия быть приобретаемыми чертами личности и меняться с возрастом? Непопулярное мнение знакомого НМу Практикующего Психолога.
Почему нельзя не просто слать, но даже делать интимные фотки? И что делать, если вдруг вы стали жертвой возможного слива этих фоток?