Легенды КБ Туполева: Ту-116, или вторая, мало известная, производная Медведя

10.02.2018

Первоначально про этот самолёт я узнал прочитав книгу героя Советского Союза, бывшего командующего Дальней авиацией Василия Васильевича Решетникова "Избранники времени. Обречённые на подвиг" про этот самолёт там было сказано несколько слов в главе "Летал и жил, опережая время", которая посвящена Владимиру Александровичу Судцу.

Приведу здесь небольшую цитату:

Чего только не нагородили в печати о загадочном самолете Ту-116! Будто были там лифты, движущиеся полы, кабинеты, кинозал...
Вздор все это. Внешне он ничем не отличался от Ту-95 первых серий. Только иллюминаторы по бокам фюзеляжа выдавали его гражданскую сущность. А внутри вместо бомболюков, топливных баков и артиллерийских башен оборудовали два герметичных салона общей вместимостью на 28 мест. Первый, наглухо отгороженный от кабины летного экипажа, был предназначен для главной персоны и его ближайшего окружения. Там, у правого борта, был добротный стол и два глубоких кресла. По левому борту вместительный мягкий диван. Ну, там, ковры, бронзовые ручки, мягкая обивка... Да вот и все. А во втором салоне, через дверь, — широкий стол, множество стульев, буфет, кухонька, продовольственный камбуз, гардероб, рубка радиста.
Вход и выход по широкому ковровому трапу с перилами, встроенному под хвостовую часть фюзеляжа и выпускаемому под хвостовое оперение электромеханической кинематикой. Удобно и комфортно — никаких аэродромных трапов.
Самолеты были штучным изделием — их построили всего в двух экземплярах. Один был предназначен для Никиты Сергеевича Хрущева, а второй — пока был в резерве и должен был закрепиться за Председателем Совета министров Н. А. Булганиным.
Но на смотринах Никита Сергеевич сразу отверг этот самолет. И причиной тому был... трап.
— Это что ж, — бурлил он, — меня встречают с левой стороны, ковровые дорожки выстилают, почетный караул строят, а я выхожу из-под хвоста, вроде как из задницы. Не-е-т, на этом самолете я летать не буду.
<...>
Узнав, что Ту-116 остались бесхозными, я попросил передать их мне. Правда, скоро один у меня отобрали для другой дивизии. Но и один был великим благом: при перебазировании наших Ту-95 на дальние аэродромы, особенно арктические, вслед за ними, без промежуточных посадок шел Ту-116, на котором плотной группой восседал в обоих салонах его величество техсостав. Служил Ту-116 и как тренировочный самолет для отработок взлетов и посадок, особенно на северных аэродромах.

Ту-116 был создан на базе стратегического бомбардировщика Ту-95. Самолёт создавался для перевозки первых лиц, всего было сделано две машины, сохранилась только одна, эта. Салон был рассчитан на перевозку до 28 человек.

Первый полёт Ту-116 совершил 23 апреля 1957 года. И планировалось, что на нём Хрущев будет доставлен на Кубу, но главный пассажир забраковал этот самолёт, виной всему трап. У самолёта имелся встроенный трап, в хвосте, именно это и не понравилось генсеку.

В итоге оба построенных борта работали в "Аэрофлоте", возили менее важных пассажиров. Эксплуатация машины началась в 1958 году и продолжалась до 1991 года, после чего одна машина была утилизирована, а вторую поставили в Ульяновском музее гражданской авиации. А далее идут ещё несколько снимков.