🌠 Перегруз самолета

29 May 2020
9,3k full reads
4 min.
24k story viewsUnique page visitors
9,3k read the story to the endThat's 39% of the total page views
4 minutes — average reading time

Забытые авиакатастрофы Урала

В 1928 году в ОКБ А.Н. Туполева был разработан проект и чертежи пассажирского самолета ПС-7 (АНТ-7). В 1933 году первый опытный пассажирский вариант прошел заводские испытания. В 1936 году в Гражданском воздушном флоте началась эксплуатация пассажирского самолета ПС-7. Самолет в сухопутном и в поплавковом вариантах долго использовался в восточных и арктических районах страны.

Цельнометаллический моноплан с двумя двигателями М-17 мощностью по 500-680 л.с. Благодаря большому радиусу действия эти машины успешно применялись при картографических съемках отдаленных и малоизученных районов Сибири.

Коммерческая загрузка составляла 700 кг. Максимальная скорость – 240 км/час. Крейсерская скорость – 220 км/час. Длина самолета – 14,75 м, размах крыла – 23,2 м. Расчетная дальность – 900 км. Самолет мог брать семь пассажиров. Экипаж состоял из двух человек.

Самолет был устойчив на всех режимах, прост и удобен в управлении, легко взлетал. Машину допустили к эксплуатации в качестве скоростного дальнего пассажирского самолета

20 октября 1941 года командир Обского отдельного авиаотряда ГВФ (аэропорт Тюмень-Плеханово) дал распоряжение подготовить 21 октября самолет ПС-7 к полету в г. Свердловск. Цель: доставить работников Обского отряда и работников ВОХР на заседание партийной комиссии при политотделе Управления воздушной магистрали Москва – Иркутск. 21 октября вылет был перенесен на 22 октября.

В нарушение инструкции был допущен перегруз самолета на 160 кг.

Техник ГСМ устранился от исполнения своих прямых обязанностей, так как выполнял работу в аппарате Управления. Контроль над горючим, выдача паспортов на топливо и ГСМ не производились. Топливозаправочное оборудование находилось в грязном состоянии, что не исключало возможности попадания грязи и воды в баки самолета. Реально лаборатория ГСМ не работала. Перед вылетом авиатехник после опробования двигателей капоты для дальнейшего осмотра не вскрывал, слив топлива из отстойников баков на предмет наличия воды и примесей не производил.

ПС-7
ПС-7
ПС-7

Перед вылетом карта предполетного осмотра самолета не оформлялась и пилоту для росписи не предоставлялась.

Пилотировать самолет до Свердловска командир отряда решил сам. Пилот посадил на борт самолета 7 служебных пассажиров. За бортмеханика был назначен сменный инженер. Третьим членом экипажа был бортрадист.

22 октября 1941 года в 08:05 самолет ПС-7 с бортовым номером Л-3751 произвел взлет с посадкой в Свердловске.

Погода по маршруту Тюмень – Свердловск: нижний край облачности (высота) 600-1000 м, видимость под облаками до 10 км, температура воздуха минус 9°С.

общая карта с местом падения
общая карта с местом падения
общая карта с местом падения

Радиостанция аэропорта вылета за самолетом не следила.

Командир отряда производил полет на высоте ниже 100 м. Через 1 час 10 минут полета на расстоянии 110 км от аэропорта Свердловска, в районе станции Дубровная, отказал левый двигатель. Самолет начал входить в разворот с левым креном, переходя в большой угол пикирования. Самолет левым крылом столкнулся с деревом и, развернувшись на 180°, упал на землю. Угол падения 70 градусов. Место падения– 1,5 км от села Чернокорова Сухоложского района Свердловской области. Несмотря на выключенное зажигание, самолет загорелся и полностью сгорел. Пилот, бортмеханик и 7 пассажиров погибли на месте. Бортрадист получил тяжелые ранения и ожоги, скончался в больнице на третьи сутки.

В процессе расследования выяснилось, что командир отряда систематически допускал полеты на недопустимо низкой высоте, беря препятствия горками.

Вспоминаю... Начало 1980-х. Архипелаг Новая Земля. Командир вертолета Ми-8 (командир являлся инспектором) осуществлял перевозку пассажиров и груза в полярную ночь над безориентирной местностью. Самовольно уменьшил высоту полета и... мягко «остановился» на сопке. Силами спасательной службы пассажиры и экипаж были эвакуированы.

Из личного опыта могу подтвердить, что от полетов на малой и предельно малой высоте действительно получаешь особое удовольствие. Летчик, по своей натуре, готов выполнить фигуры пилотажа, непредусмотренные заданием, почувствовать себя в воздухе асом, «примерить шапку» героя и испытать на себе восторженные взгляды членов экипажа и наземного технического состава. Читатели неоднократно видели пилотаж группы реактивных истребителей над аэропортом Арамиля (Уктуса). Вспомните, какой восторг вызывает у зрителей этот пилотаж, а ощущения самих летчиков описать вообще невозможно.

Отказ двигателя, слабая дисциплина в отряде, полет на преступно низкой высоте явились главными причинами катастрофы. Если бы пилот разбившегося самолета выполнял полет на необходимой высоте, то при остановке двигателя у него была бы возможность запустить двигатель или произвести посадку на вынужденную на выбранную ровную площадку, а может, продолжить полет на одном работающем двигателе. Необходимой высоты не было, быстро отреагировать рулями управления на отказ двигателя пилот не сумел.

В процессе службы я неоднократно отрабатывал на различных типах истребителей пилотирование с остановленным одним двигателем или поставленным на упор малого газа. Второй двигатель выводишь на повышенную тягу и выполняешь заход на посадку, и саму посадку осуществляешь с помощью другого двигателя. Такой полет выполняешь согласно полетному заданию и к нему очень тщательно готовишься.

Знакомясь с материалами авиакатастроф того времени, видишь недостаточную подготовку пилотов к действиям при отказах техники, недисциплинированность самих пилотов. Вспоминаю, как в 1970-х годах каленым железом выжигалась в авиации недисциплинированность, нарушения полетного задания, хулиганство в воздухе. Руководящие документы организации полетов написаны кровью. Несоблюдение их приводит к печальным, часто трагическим событиям

читайте еще публикации в рубрике

Забытые катастрофы Урала

Падения юнкерсов на Урале
Неприятности встали в очередь...
Пассажирский самолет К-5 в районе Талицы

Оригинал статьи размещен в мартовском номере журнала Уральский следопыт за 2020 год здесь http://www.uralstalker.com/uarch/us/2020/03/18
автор Юрий Мамонтов
Военный летчик 1 класса . Ветеран военной службы. Ветеран труда. В 1977 году закончил Армавирское летное училище летчиков. Служил в истребительной авиации ПВО. Летал на дальних перехватчиках в Заполярном Урале.
Военный летчик 1 класса . Ветеран военной службы. Ветеран труда. В 1977 году закончил Армавирское летное училище летчиков. Служил в истребительной авиации ПВО. Летал на дальних перехватчиках в Заполярном Урале.
Военный летчик 1 класса . Ветеран военной службы. Ветеран труда. В 1977 году закончил Армавирское летное училище летчиков. Служил в истребительной авиации ПВО. Летал на дальних перехватчиках в Заполярном Урале.
Автор очерка благодарит за оказанную помощь, предоставленными фотографиями, музей Университета Гражданской авиации в Санкт-Петербурге, историка-исследователя, консультанта музея Петрова Геннадия Федоровича.
обложка мартовского 2020 года номера журнала "Уральский следопыт"
обложка мартовского 2020 года номера журнала "Уральский следопыт"
обложка мартовского 2020 года номера журнала "Уральский следопыт"
Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите " 👍 " и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях