Когда начнут штрафовать за платные парковки в Екатеринбурге

Больше трех лет назад в Екатеринбурге заработала система платных парковок — заработала, правда, хромая на толчковую ногу. Городские власти так и не смогли договориться с ГИБДД об одном из ключевых системных взаимодействий: не оплатившему парковку автомобилисту полагается выписывать штраф, а единственным обладателем сведений о владельце конкретного автомобиля с конкретным регистрационным знаком является как раз ГИБДД.

И ведомство это не спешило делиться своими сведениями с городской администрацией. Соответственно, все это время у города не было возможности наказывать водителей, не плативших за парковку, и водители этим активно пользовались (по некоторым данным, честно оплачивал парковочные услуги лишь каждый третий водитель). Но на этой неделе ситуация резко начала меняться, причем сразу и одновременно в разные стороны.

В Госдуме в первом чтении был принят законопроект, который в буквальном смысле вменяет в обязанность гаишникам передавать данные о собственниках автомобилей в муниципальные органы власти. Таким образом, вскоре у обоих ведомств появится возможность начать диалог заново, опираясь уже на федеральные законы. А городским водителям придется либо прилежно оплачивать парковочное место, либо быть готовыми к получению «писем счастья»: вычислением нарушителей, как и прежде, судя по всему, займутся автоматизированные системы «Паркон».

Что особенно интересно, начинать следить за соблюдением правил игры стоит немного заранее: «попасть на штраф» водитель сможет и за несколько недель до вступления означенного закона в силу.

Как говорит представитель свердловского отделения Комитета по защите прав автомобилистов Дмитрий Ларионов, сроки давности привлечения к ответственности согласно КоАП дадут возможность городским властям слегка заглянуть в прошлое: «Постановление не может быть вынесено более, чем через два месяца с момента нарушения. Если предположить, что в какой-то момент этот законопроект будет принят, и администрация начнет рассылать штрафы от прошедших к самым свежим, она сможет охватить последние два месяца. Если, к примеру, закон вступит в силу через неделю, то почти наверняка штраф получит водитель, нарушивший правила парковки еще месяц назад».

Предсказать с известной точностью, с какого именно дня водителям придется взять себя в руки, пока нельзя: законопроекту еще предстоит пройти два чтения в Госдуме, получить одобрение Совета Федерации и попасть на подпись к Президенту.

И даже после этого должно пройти еще 60 дней до вступления закона в силу (по сути, те самые вышеупомянутые два месяца, но заявленный в проекте срок еще может быть изменен). Так что автомобилисты пока еще располагают временем на подготовку к затяжным диалогам с муниципалитетом.

По словам Дмитрия Ларионова, у водителей найдется, чем ответить городской администрации: по мнению автоэксперта, множественные нарушения, допущенные при организации системы платных парковок, могут спровоцировать поток встречных вопросов со стороны автомобилистов, недовольных качеством услуги, за которую они платят.

«Нарушений вагон, но покуда нет штрафов, нельзя говорить о том, что от них кто-либо пострадал. Когда система штрафов заработает, сразу появится огромное количество водителей, которые будут недовольны тем, что, к примеру, у них списывается комиссия за мобильные платежи, что паркоматы не принимают наличные, что водитель может воспользоваться услугами парковки, заехать на территорию, но не увидеть информационного щита, потому что тот стоит где-то гораздо дальше, и так далее. Это все сфера деятельности Закона о защите прав потребителей: в данном случае речь идет о выделении парковочного места за определенную плату, что, по сути, является услугой».

Стоит напомнить, что сейчас оплатить парковку в том месте, где она считается платной, можно при помощи паркомата. А взаимодействовать с ним можно только двумя способами: либо при помощи счета мобильного телефона, с которого спишется требуемая сумма (соответственно, при наличии минусового баланса этот способ не сработает), либо при помощи банковской или Е-карты.

Портал «Парковочное пространство Екатеринбурга», впрочем, уточняет, что парковку можно оплатить и наличными, но для этого придется поискать ближайший терминал, работающий с системой QIWI или пункт приема платежей «Фрисби», и без комиссии в этом случае не обойтись.

К слову, стоит екатеринбургская парковка 30 рублей в час, а заявленный размер штрафа за неоплату — от 1000 до 3000 рублей, причем влететь на штраф можно даже в том случае, если оплатить парковку с минутным опозданием (вы все еще ищете терминал? Уже можно расслабиться).